Отечественный авторынок начал 2025 год с ощутимого спада. По данным Минпромторга, за первые два месяца этого года россияне купили 193,9 тысячи транспортных средств — на 12% меньше, чем за аналогичный период 2024-го, когда автосалоны продали 221,3 тысячи машин, включая технику до трех лет.
В России рухнул авторынок: дождемся ли теперь падения цен?

В России рухнули продажи автомобилей
Наиболее ощутимо просел рынок новых легковых автомобилей. Продажи за январь и февраль текущего года снизились на 10%, составив 165,9 тысячи машин. Тревожно низкие показатели наблюдались в феврале, когда было продано всего 77,3 тысячи легковушек — это на четверть меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Так, по словам Алексея Калицева, председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), этот февраль стал худшим за последнее десятилетие, если не считать провального февраля 2023-го.
Другие сегменты рынка тоже сдали позиции. Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали на 8% и составили 15,8 тысячи единиц. Еще сильнее пострадал рынок грузовиков — он сократился на 40%, до 10,5 тысячи машин. Продажи автобусов снизились почти вдвое и составили всего 1,6 тысячи единиц, что на 49% меньше, чем годом ранее.

Тем не менее, на фоне общего спада российские автопроизводители продемонстрировали позитивную динамику. Продажи новых автомобилей отечественных брендов выросли на 6%, достигнув отметки в 101,4 тысячи машин.
А вот сегмент электромобилей продолжил буксовать. Здесь показатели снизились на 60%. За два месяца было реализовано всего 1468 таких машин. Из них только 23% были произведены в России.
Причины общего спада на рынке эксперты объясняют макроэкономическими проблемами, в частности, высокими ставками по автокредитам, которые делают покупку новой машины менее доступной для россиян. Также дополнительным фактором стало резкое падение спроса на иномарки: в феврале их продали всего 42,8 тысячи, что на 40% меньше, чем в 2024-м.
«В ближайшее время, вероятнее всего, тренд на сокращение продаж сохранится. Тем не менее мы возлагаем большие надежды на выравнивание ситуации и корректировку рынка во втором полугодии за счет поддержки спроса со стороны государства», — подытожил Калицев.
Как изменились цены в феврале

Аналитики Авто.ру Оценка проанализировали объявления в сегменте новых автомобилей и пришли к выводу, что средняя стоимость машин в феврале по сравнению с январем выросла.
Среди лидеров – китайские модели, которые уверенно закрепились на отечественном рынке. За февраль их средняя стоимость увеличилась на 2,6% и составила 3,74 миллиона рублей. Подорожали и российские машины, правда, меньше – на 1%, до 1,6 миллиона рублей. А вот настоящими рекордсменами стали автомобили брендов, официально не представленных в России. Их стоимость взлетела сразу на 8,4%, достигнув внушительных 9,4 миллиона рублей.
В некоторых регионах цены, напротив, пошли вниз. Сильнее всего машины подешевели в этих регионах:
- Ульяновская область (-10,4%, 2,4 миллиона рублей);
- Оренбургская область (-8,8%, 2,82 миллиона рублей);
- Ставропольский край (-8,8%, 2,75 миллиона рублей).
Что сейчас происходит на рынке
Сегодня отечественный авторынок оказался в непростой ситуации: склады дилеров буквально забиты нераспроданными автомобилями. В некоторых случаях их объемы выросли в три, а то и в четыре раза. Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и глава «БН-моторс» Алексей Подщеколдин объяснил: «Дилеры заполняли склады в ожидании ежегодной индексации утильсбора и на фоне роста покупательной активности, в итоге предложение сильно превысило спрос».
В крупных автохолдингах эту проблему тоже признали. Ренат Тюктеев, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей в АГ «Авилон», подтвердил, что избыток действительно есть, хотя масштабы немного преувеличены. Эксперты считают: если спрос останется на текущем уровне, складских запасов может хватить до мая.

Какими будут цены в марте
Затоваривание дилерских складов, как отмечает Алексей Подщеколдин, может подарить покупателям более привлекательные предложения. Огромное количество машин, выпущенных в 2024 и даже 2023 году, скопилось на площадках. От этих автомобилей нужно избавляться, иначе убытки станут слишком большими, подчеркнул эксперт.
По его словам, сейчас дилеры вынуждены тратить огромные суммы на содержание складов, что лишь усиливает финансовое давление на них. При этом стоимость кредитов на данный момент в стране неподъемная — при ключевой ставке в 21% предлагаются займы под 24%. Такое положение дел больнее всего бьет по мелким компаниям. Многие из них, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка, предположил Подщеколдин. По мнению специалиста, для автодилеров этот год станет самым сложным.
Так, в нынешних условиях возможны небольшие скидки в марте. По словам Подщеколдина, россияне смогут сэкономить в пределах 100–120 тысяч рублей при покупке автомобиля стоимостью около 2 миллионов. Однако о серьезном снижении цен речи не идет. Все дело в том, что если сделать скидку больше, дилеры либо выйдут в ноль, либо уйдут в убыток, объяснил глава РОАД.

Эксперты компании «Авилон» подтверждают: цены на автомобили в марте останутся на прежнем уровне. Как рассказал Ренат Тюктеев, «весомых причин для снижения цен немного». По его словам, возможны точечные акции от производителей массового сегмента, но они не изменят общей картины. К тому же на ситуацию влияет рост утильсбора, добавил эксперт.
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, в свою очередь, отметил, что рынок находится под влиянием разнонаправленных факторов. С одной стороны, снижение курса юаня может сыграть на руку покупателям. С другой — повышение утильсбора и закупка машин по более высокому курсу нивелируют этот эффект. В целом, тренд на постепенное снижение цен существует, но это медленный процесс, подчеркнул он.
Так или иначе, сегодня цены на автомобили по-прежнему высокие. Хотя дилеры и предлагают скидки, они лишь могут немного смягчить ситуацию, а в остальном же новая машина остается слишком дорогим удовольствием для большинства россиян.