В России автомобильный апокалипсис: как отразится кризис на людях

В стране массово закрываются автосалоны.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
В России автомобильный апокалипсис: как отразится кризис на людях
Freepik
Отечественный рынок переживает один из самых тяжелых периодов за последние десятилетия. Переполненные склады у дилеров, рост цен и закрытие салонов — это лишь вершина айсберга. Кризис грозит последствиями, которые выходят далеко за пределы автомобильной сферы.
Содержание

Россияне перестали покупать автомобили

С февраля текущего года продажи легковых машин стремительно падают. После бурного восстановления в 2023–2024 годах ситуация на российском авторынке вновь изменилась в худшую сторону. В первом полугодии падение составило 28% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По прогнозам главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, за весь 2025-й может быть продано всего лишь 1,25 миллиона новых легковых автомобилей. «При более оптимистичном сценарии продажи могут достичь примерно 1,4 миллиона — это максимальный результат»,подчеркнул эксперт. В прошлом году было продано на 20% больше — 1,57 миллиона машин.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причины такого резкого торможения очевидны. Главный удар по отрасли нанес рост стоимости автокредитов. Центробанк в 2024 году поднял ключевую ставку до рекордных уровней, и кредиты для населения стали практически неподъемными. А ведь именно займы традиционно обеспечивали «львиную долю» продаж. Теперь же для многих россиян покупка автомобиля в кредит превратилась в недоступную роскошь. Ситуацию усугубляет и размер утилизационного сбора, который сегодня достигает до 40% от финальной стоимости автомобиля у дилера. В итоге многие россияне отказываются от приобретения авто или откладывают покупку на неопределенный срок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автосалоны массово закрываются по всей стране

В результате падения спроса отечественные автосалоны оказались на грани вымирания. По данным «Яндекс Карт», с 1 января по 1 сентября 2025 года количество автосалонов и шоурумов в России снизилось на 9% и составило 7284 точки. Наибольшее сокращение зафиксировано в городах-миллионниках. В Ростове-на-Дону число дилерских центров уменьшилось на 29,3%, до 94, в Воронеже — на 18,8%, до 65, в Волгограде и Самаре — на 18,3% и 18,2% соответственно. В Красноярске падение составило 17,2%, до 96 точек. Даже крупнейшие рынки не избежали проблем: Москва (-11,1%, до 706 точек) и Санкт-Петербург (-17,6%, до 365).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые регионы пострадали меньше: в Уфе эксперты оценили сокращение в 3,5% (до 139), а в Краснодаре — в 0,9% (до 209). В Казани число автосалонов не изменилось и по-прежнему составляет 192, однако аналитики не исключают, что это временно.

Freepik

Так, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин считает, что текущее сокращение не предел. По его словам, еще около трети дилеров сегодня находятся в тяжелом финансовом положении. Сложившаяся структура авторынка не обеспечивает достаточной доходности ни для автопроизводителей, ни для продавцов, подчеркнул он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В России региональные дилеры сейчас продают всего по 220–250 машин в год, в столице — около 400. Для сравнения, в США этот же показатель составляет порядка 1000 автомобилей в год. При таком низком уровне продаж многие российские дилеры оказываются нерентабельными, что приводит к их массовому закрытию»,говорит Подщеколдин.

Топливный кризис усиливается: почему в России не хватает бензина

Ремонт авто подорожал на 30%: почему мы можем остаться без СТО

Авторынок терпит крах: бизнес будут спасать за счет простых россиян?

Что это значит для России?

Если падение авторынка продолжится, страна рискует столкнуться с рядом серьезных проблем. Так, по итогам 2025 года продажи могут снизиться почти на треть. Для экономики это означает минус 6 триллионов рублей оборота и недополученные 1,5 триллиона налогов — деньги, которые могли бы пойти на дороги, социальные программы и развитие регионов. Но главное — это потеря рабочих мест. Не менее 100 тысяч человек, занятых в дилерских центрах, сервисах и на смежных производствах, могут остаться без заработка. Более того, из-за ухода ряда автокомпаний тысячи машин, ввезенных в Россию за последние годы, рискуют лишиться оригинальных запчастей и квалифицированного ремонта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом фоне быстро стареет весь автопарк страны. Сегодня более 71% машин в России старше десяти лет — это свыше 33 миллиона автомобилей. К 2027 году их доля может вырасти до 80%. Автоэксперт Олег Мосеев подчеркивает, что старые машины — это проблема не только для граждан, но и для государства.

«Для государства, например, встает проблема безопасности и экологии <...> Для людей тоже ничего хорошего — совсем старые машины часто приходится обслуживать самостоятельно или в каких-то полуподпольных гаражах»,поделился мнением Мосеев.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще недавно 100 тысяч километров считались слишком большим пробегом, с которым будет сложно продать машину, говорит директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. Тогда как сегодня уже никто не удивляется автомобилям с пробегом 200–300 тысяч. Однако такие машины — это бомба замедленного действия.

«Сильный износ двигателя и коробки передач наступает при пробеге 250 и 150 тысяч километров соответственно. Столько должны служить основные узлы авто без капитального вмешательства. При должном уходе, после ремонта, как правило, ресурс продлевается на ¾ от первоначального. После 500 тысяч километров автомобиль желательно утилизировать, так как его эксплуатация будет непредсказуема и опасна», — объяснил Тимашов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас обновление автопарка идет медленнее, чем когда-либо: менее 2% в год. Фактически уже в ближайшем будущем новые автомобили в России станут предметом роскоши, а дороги будут переполнены старой техникой. В результате ситуация на авторынке напрямую затронет каждого из нас: от роста стоимости обслуживания и ухудшения экологии до банальной опасности оказаться рядом с машиной, которой давно пора в утиль.