Этой осенью некоторые регионы России столкнулись с дефицитом топлива на АЗС. К кризису привели подскочившие цены на бирже, а также снижение производственных мощностей и сложности с логистикой. Вдобавок ситуацию усугубил искусственный ажиотаж. Услышав о проблемах с бензином, граждане и компании начали активно скупать топливо «про запас». Это только подхлестнуло спрос и подтолкнуло цены вверх.
В РФ хотят ввести потолок цен на бензин: спасет ли это кошельки россиян?

Какая ситуация с топливом в регионах
Для стабилизации ситуации в регионах власти оперативно предприняли ряд мер. Был введен запрет на экспорт дизельного топлива для непроизводителей, а также продлен действующий запрет на вывоз бензина за пределы страны. По заявлениям властей, сейчас водителям беспокоиться не о чем.

«Ситуация абсолютно контролируемая. Активно работает Министерство энергетики со всеми регионами в штатном режиме. Сегодня в целом у нас баланс спроса и предложения обеспечен по стране. Наблюдаются отдельные проблемы обеспечения по отдельным регионам, и в ручном режиме Министерство энергетики вместе с регионами решает эти вопросы и обеспечивает наличие и поставки соответствующих нефтепродуктов», — заявил в начале октября вице-премьер РФ Александр Новак.
Как выросли цены на бензин
На фоне дефицита в некоторых областях владельцы АЗС начали ограничивать продажу топлива, а также повышать стоимость. Особенно резко на ситуацию отреагировали несетевые заправки: здесь бензин подорожал примерно на 10%, что эквивалентно прибавке в 5–8 рублей к ценам крупных сетей. Сообщения о таких случаях поступали из Тамбовской, Тверской и Липецкой областей.
Особенно остро топливная проблема дала о себе знать в Калининградской области — самом западном регионе России. Здесь цены на бензин и дизель обновили многолетние рекорды. За литр дизельного топлива на местных АЗС сегодня просят свыше 72 рублей, а 95-й бензин перешагнул отметку в 67,4 рубля. Это одни из самых высоких цен в стране.
Как объяснили эксперты, из-за географического положения региона вся логистика держится на морских поставках — танкерах и паромах. Поэтому даже небольшие перебои в графиках поставок мгновенно отражаются на рынке, вызывая скачки цен. Именно это, собственно, и произошло во второй половине сентября и в начале октября. В Калининградской области на ряде заправок исчез самый востребованный 92-й бензин, а в отдаленных районах, где всего одна АЗС на пару колонок, сложилась по-настоящему критическая ситуация.

Не обошел рост цен и столицу. Топливо в Москве продолжает дорожать, особенно дизельное. Как сообщает Московская топливная ассоциация, средняя цена литра бензина на московских заправках уже достигла 72,18 рубля, прибавив 38 копеек за неделю. Марки АИ-92 и АИ-95 также подорожали — теперь литр стоит 60,67 и 66,92 рубля, соответственно.
По данным Росстата, с начала года и по 6 октября стоимость бензина в России выросла более чем на 10%, тогда как общий уровень инфляции за этот период составил 4,5%. Эксперты подчеркивают, что розничный рынок лишь отражает процессы, происходящие на бирже. В настоящий момент стоимость топлива на Петербургской товарно-сырьевой бирже достигла рекордных отметок.
В России предложили ввести потолок цен на топливо
На фоне стремительного роста цен на бензин и дизель в стране все громче звучат призывы к государственному вмешательству. Сейчас в России разгорается дискуссия о введении потолка цен на топливо — мера, которая, по мнению сторонников, могла бы защитить кошельки водителей.
С такой инициативой выступил Национальный автомобильный союз (НАС). Организация направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) официальное предложение ограничить максимальную цену на автозаправках, установив специальный индекс — «цена литра на тот же день прошлого года плюс накопленная инфляция».
«Огромная армия автомобилистов на самом деле от этого страдает. В стране, которая производит топливо и располагает всеми ресурсами для его производства, растет стоимость бензина, причем достаточно активно. Когда она растет в рамках инфляции — это одно, но когда скачет хаотично и серьезно, это отражается на всем: 80% всех грузоперевозок в стране зависят от автотранспорта. Поэтому мы просим ФАС обратить на это внимание и контролировать стоимость топлива, потому что это лакмусовая бумажка для всей экономики», — говорит вице-президент НАС Ян Хайцеэр.

По его словам, сильнее всего подорожание ощущается в малонаселенных регионах. Там, где выбор между АЗС невелик, а доходы людей ограничены, бензин дорожает быстрее всего, и водители оказываются в буквальном смысле заложниками обстоятельств.
Что об этом говорят эксперты
Предложение установить потолок цен на бензин и дизельное топливо вызвало бурную реакцию в профессиональном сообществе. Многие специалисты уверены, что чрезмерное администрирование может обернуться новыми проблемами.
В Независимом топливном союзе считают, что введение дополнительных ограничений лишь усилит давление на бизнес. По словам представителей союза, любые попытки искусственно зафиксировать стоимость бензина приведут к снижению рентабельности и подорвут устойчивость независимых заправок, которые и так находятся на грани выживания.
Эксперты предупреждают: предлагаемая формула «цена литра на тот же день прошлого года плюс накопленная инфляция», хоть и кажется справедливой для потребителей, на деле же таит в себе риски. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов пояснил, что она не учитывает рост налоговой и административной нагрузки на бизнес, что может негативно сказаться на всей системе розничных продаж топлива. Если сдерживать цены без компенсации издержек, АЗС попросту начнут массово закрываться. По данным Независимого топливного союза, многие АЗС уже работают в убыток, теряя около 4 рублей с каждого проданного литра.
Эксперт топливного рынка Анастасия Бунина тоже негативно оценивает идею заморозки цен. По ее словам, появление потолка не остановит рост стоимости топлива, а наоборот, может подтолкнуть цены вверх.
«Абсолютно на всех станциях поднимутся цены в такой ситуации. Несетевые будут зарабатывать рубль с литра, а крупные — по 10 рублей с литра. Разница происходит, поскольку независимые заправки покупают топливо на бирже или у трейдеров и зависят от цен на бирже. У вертикально интегрированных структур предприятия полного цикла, поэтому там другие цены. Мы уже наблюдали ситуацию, что у независимых АЗС они выше. Это разрыв из-за стоимости сырья на рынке и у оптовиков, а не потому, что кто-то хочет навариться», — подчеркнула она.
Таким образом, на первый взгляд простая и справедливая идея — ограничить стоимость бензина ради защиты потребителя — упирается в сложную реальность с ее экономическими законами. Как защитить кошельки автомобилистов и при этом не разорить независимые АЗС? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти, но очевидно одно — любое решение должно учитывать интересы всех сторон, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.
