В аэропортах РФ коллапс: как перелеты превратились для россиян в кошмар

С мая российские аэропорты закрывали более 260 раз.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
В аэропортах РФ коллапс: как перелеты превратились для россиян в кошмар
МИА «Россия Сегодня»
Это лето российские путешественники запомнят надолго. Массовые отмены рейсов, ночевки на чемоданах и огромные очереди в терминалах — вот он главный тренд туристического сезона. Как перелеты стали лотереей и кто виноват в авиационном хаосе — в нашем материале.
Содержание

Массовые отмены рейсов по всей России

С началом летнего туристического сезона перелеты для многих россиян превратились в настоящую лотерею. С мая по июль аэропорты массово закрывались из-за введения плана «Ковер». Также в начале лета рейсы отменялись из-за событий в Иране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), только с 1 мая по 21 июля аэропорты в РФ закрывались более 260 раз. Главная причина — угроза воздушному движению из-за БПЛА и работы ПВО. Только вдумайтесь: каждый месяц временно приостанавливают работу 30–40 аэропортов по всей стране. В мае и июне было зафиксировано по сотне случаев ограничений, в июле — уже не менее 70.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За это время авиаперевозчики вынужденно отменили около 1 000 рейсов по причинам временного закрытия воздушного пространства для полетов. Под удар попали как внутренние, так и международные направления. Часть рейсов были перенаправлены — более 430 самолетов уходили на запасные аэродромы. Однако и в этом случае ожидание могло растянуться на несколько часов. В среднем, более 70% самолетов возвращались в пункт назначения в течение суток, но для пассажиров это — потерянные нервы и время, смена планов и испорченный отпуск.

Общие масштабы катастрофы впечатляют: не менее 200 тысяч человек с начала мая столкнулись с отменами и переносами. А если учесть тех, кто просто застрял в терминалах из-за задержек — пострадавших еще больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масштабный сбой «Аэрофлота» из-за хакерской атаки

Если российским туристам мало было атак дронов и закрытия неба, к списку проблем добавились еще и киберугрозы. Утром 28 июля в московских аэропортах начались массовые задержки рейсов из-за крупного сбоя в информационных системах авиакомпании «Аэрофлот». В результате, по данным Минтранса, 54 парных рейса (туда-обратно) было отменено.

Факт атаки подтвердили в Генпрокуратуре. Возбуждено уголовное дело по статье о неправомерном доступе к компьютерной информации (ч. 4 ст. 272 УК РФ).

Нажми и смотри

Ответственность за атаку взяли на себя хакеры из группировки Silent Crow и белорусские «Киберпартизаны BY» (действующие за пределами страны). В начале 2025-го Silent Crow заявила о взломе базы данных Росреестра и утечке данных Ростелекома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По утверждениям хакеров, атака на «Аэрофлот» велась в течение года. За это время им удалось получить доступ к внутренним системам компании, украсть 20 терабайт данных, в том числе аудиозаписи служебных переговоров, а также уничтожить около 7 тысяч физических и виртуальных серверов.

Нажми и смотри

Рынок отреагировал на сбои мгновенно: акции «Аэрофлота» просели почти на 2,4%, достигнув минимальной отметки 57,65 рубля. По оценкам экспертов, восстановление всей инфраструктуры может занять от нескольких недель до полугода. Ведущий аналитик отдела мониторинга ИБ-компании «Спикател» Алексей Козлов в разговоре с РИА Новости оценил ущерб в диапазоне 10–50 миллионов долларов — и это только предварительно. По его словам, финансовые потери продолжат расти, особенно если повреждены стратегически важные системы Sabre, Exchange и CRM.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Козлов считает, что одной из возможных причин происходящего сегодня — недостаточно сильный контроль доступа и внутренняя безопасность, которая позволяла хакерам оставаться незамеченными в системе на протяжении нескольких месяцев. Скандал вызвал бурную реакцию в соцсетях, где пользователи обратили внимание на уровень зарплат в ИТ-службе перевозчика. Судя по архиву вакансий, «безопасникам» «Аэрофлота» платили меньше, чем кладовщикам в супермаркетах.

Соцсети
Люди спят на полу, табло вылетов горит красным: как ваш отпуск может превратиться в настоящую катастрофу

Названы самолеты, на которых опасно летать за границу

Деньги вернут, но по новым правилам: что изменится для российских туристов с 1 января

Как обезопасить себя туристам

Когда небо в любой момент может закрыться, лучше заранее подумать о том, кто будет решать ваши проблемы. Если вы не готовы разбираться с отменами и переносами рейсов самостоятельно — переложите заботу о путешествии на туроператора. Да, мгновенного чуда ждать не стоит, но, по крайней мере, вы не останетесь в аэропорту с чемоданом и паникой один на один. Если рейс отменят до вылета, вам подберут замену или вернут деньги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не забудьте о страховке. Туристическая страховка уже входит в стандартный пакет любого тура — проверьте ее условия. Если базового набора услуг недостаточно, докупите собственную. Это поможет сэкономить нервы и деньги. Если же ваш маршрут включает пересадки, убедитесь, что все страны, через которые вы летите, указаны в полисе.

Полностью защититься от форс-мажора не получится: страховок, покрывающих все убытки при отмене рейса, на рынке практически нет. Но некоторые компании все же компенсируют задержки.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы покупаете билеты самостоятельно, не стоит выстраивать цепочку из разрозненных рейсов ради пары тысяч рублей экономии. Лучше бронировать перелет у одного перевозчика. Если первый сегмент сорвется — это его зона ответственности, и он должен искать решение. Если же билеты куплены у разных авиакомпаний, каждый будет «сам за себя». То же касается и тарифов. Покупка самого дешевого билета без возможности возврата или переноса — это русская рулетка. Лучше немного доплатить за гибкие условия.

Есть ли альтернативные варианты у россиян

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отмены рейсов в России больше не выглядят как временная проблема — это новая реальность, с которой приходится считаться. Даже корпоративные клиенты — те, кто еще недавно без вопросов бронировал билет на ближайший самолет — все чаще делают ставку на железную дорогу. «Это все-таки более гарантированный способ добраться до места назначения в случае таких коллапсов», говорит директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова. И если такой разворот происходит в деловых командировках, где важны сроки и результат, то для обычного туриста это, определенно, сигнал.

Да, можно оформлять страховки, покупать билеты по гибким тарифам, бронировать только у одного перевозчика, держать под рукой контакты туроператора, но гарантий нет и, похоже, еще долго не будет. И если есть возможность, то в нынешних условиях лучше выбрать поезд.