18+

Требуют уважения и комнату для секса: чего зумеры хотят от работы?

Молодежь все чаще отказывается играть по старым правилам.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Требуют уважения и комнату для секса: чего зумеры хотят от работы?
GettyImages
Зарплата, карьерные перспективы и стабильность волнуют зумеров не так сильно, как предыдущие поколения. Что на самом деле важно для них — в нашем материале.
Содержание

Молодежь выходит на рынок труда

Сегодня корпоративный мир активно покоряют зумеры — люди, родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. В марте 2025-го на рынке труда насчитывалось 3,6 миллиона молодых россиян. Эти ребята не просто новая смена, а целое поколение с другими приоритетами, взглядами и требованиями к работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно данным Авито Работа, среди занятых молодых в возрасте 18–24 лет большинство — мужчины (57%), и почти половина имеет среднее профессиональное образование (47%). Высшее образование есть только у 17%, поскольку многие начинают трудиться еще до защиты диплома. Уже с 18 до 20 лет они активно ищут работу.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вот что интересно: деньги постепенно перестают быть главной мотивацией. По данным онлайн-опроса Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», если в 2017 году ради денег на работу выходило 63%, то в 2025-м – только 41%.

Поколение Z выбирает профессию по душе, не ориентируясь на советы близких. Сейчас растет доля тех, кто устраивается на работу исключительно из-за интереса. Как отмечают аналитики Авито Работа, зумеры хотят работать в сфере IT, медицины и юриспруденции.

Что им важно в работе

Если у старшего поколения главным девизом было «держись за работу и молча строй карьеру», то молодым россиянам важен эмоциональный комфорт и свобода.

Согласно данным hh.ru, 63% зумеров считают, что идеальная работа — та, что не разрушает нервную систему. На первом месте у них — положительные эмоции, а не карьерный марафон без сна. Почти столько же (61%) ждут от руководителя уважительного отношения, а от коллектива — дружелюбной атмосферы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Больше половины ставят во главу угла баланс между работой и жизнью. Да, именно жизнь — та самая, где есть друзья, хобби, выходные без ноутбука, и где можно отключить уведомления без чувства вины. При этом каждый четвертый (25%) честно говорит: высокая зарплата не спасет, если не нравится все остальное. Однако это не значит, что деньги для зумеров совсем не имеют значения. Напротив, 79% обращают внимание на уровень оплаты при трудоустройстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порой у поколения Z есть запросы, которые могут удивлять. Например, в США зумеры заявили, что готовы вернуться в офис, если там будут специальные помещения для секса. Абсурд? Возможно. Но если копнуть глубже, суть та же — запрос на уважение границ и комфортную среду, в которой работа не вытесняет личную жизнь.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным аналитиков hh.ru, работодатели рискуют потерять интерес молодого кандидата, если используют устаревшие методы подбора. На собеседованиях зумеры не спрашивают про KPI, их больше волнует: есть ли переработки, как поддерживается ментальное здоровье сотрудников и насколько гибкий график. И если атмосфера токсичная, они сразу же говорят «до свидания». Так, 63% молодых соискателей мгновенно теряют интерес к компании, если сталкиваются с грубой манерой общения. К отталкивающим факторам также относится устаревшая «советская» корпоративная культура (61%), любая дискриминация (53%), «серые» схемы оформления (51%) или бесконечно скучные задачи (48%).

«Молодые специалисты, родившиеся после 1997 года, по-другому смотрят на работу, они не готовы жертвовать личной жизнью ради карьеры и не считают переработки нормой. Для зумеров работа — это лишь одна из сфер жизни, а не ее центр», отмечает главный менеджер по персоналу Департамента организационного развития Роскачества Ирина Шульженко.

«Тихие отношения» и «мягкие старты» зумеров: как социальные сети создали новый язык любви и отношений

Зумеры не могут устроиться на работу, а бумеры не могут уволиться: рынок труда оказывает давление на каждое поколение

Миллениалы и зумеры ссорятся в сети из-за поведения, получившего название «взгляд поколения Z»: что это такое?

Зумеры протестуют против системы

Нынешняя молодежь все меньше склонна соглашаться на условия, которые были привычны для предыдущих поколений. В ответ на несоответствие их высоким ожиданиям появилась новая форма негласного протеста — карьерный кетфишинг. Молодые соискатели проходят собеседования, получают работу и исчезают. Они не выходят на связь, не приходят на смены, игнорируют письма и звонки работодателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Карьерный кетфишинг — это новая формулировка, но в целом она про тренд на рост запросов и требований к условиям работы: они касаются теперь не только уровня зарплаты, но и атмосферы в коллективе, культуры менеджмента и управления, корпоративных ценностей, возможности профессионального развития и карьерного роста. Более чувствительны к нематериальным факторам чаще молодые соискатели, которые начинают карьеру с высокими ожиданиями», — пояснила директор «hh.ru Сибирь» Екатерина Дегтярева.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такую модель поведения можно воспринимать по-разному: кто-то назовет ее избалованностью, кто-то — инфантильностью. Но, по сути, это просто отражение другого взгляда на мир. Поколение Z — не лучше и не хуже предыдущих. Ценности зумеров формировались в иной культурной и технологической среде, и это неизбежно влияет на то, как они выбирают работу, взаимодействуют с работодателями и что считают нормой. Молодые люди не требуют большего, они просто ищут другого. И это не хорошо и не плохо.

Да, карьерный кетфишинг — странное и спорное явление. Но в чем-то это логичное следствие разрыва между ожиданиями поколения и корпоративной реальностью. Работа для зумеров — не священная обязанность, а всего лишь одна из граней жизни. И в этом, как ни странно, есть что-то здоровое. Можно сколь угодно критиковать зумеров, называть их «поколением снежинок», которое, видите ли, посмело не желать «пахать 24/7». Но на самом деле, они готовы трудиться, но только на своих условиях. Так что, куда продуктивнее будет попытаться услышать зумеров, поскольку их «капризы» уже формирует рынок труда завтрашнего дня.