Сегодня корпоративный мир активно покоряют зумеры — люди, родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. В марте 2025-го на рынке труда насчитывалось 3,6 миллиона молодых россиян. Эти ребята не просто новая смена, а целое поколение с другими приоритетами, взглядами и требованиями к работе.
Требуют уважения и комнату для секса: чего зумеры хотят от работы?

Молодежь выходит на рынок труда
Согласно данным Авито Работа, среди занятых молодых в возрасте 18–24 лет большинство — мужчины (57%), и почти половина имеет среднее профессиональное образование (47%). Высшее образование есть только у 17%, поскольку многие начинают трудиться еще до защиты диплома. Уже с 18 до 20 лет они активно ищут работу.

Но вот что интересно: деньги постепенно перестают быть главной мотивацией. По данным онлайн-опроса Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», если в 2017 году ради денег на работу выходило 63%, то в 2025-м – только 41%.
Поколение Z выбирает профессию по душе, не ориентируясь на советы близких. Сейчас растет доля тех, кто устраивается на работу исключительно из-за интереса. Как отмечают аналитики Авито Работа, зумеры хотят работать в сфере IT, медицины и юриспруденции.
Что им важно в работе
Если у старшего поколения главным девизом было «держись за работу и молча строй карьеру», то молодым россиянам важен эмоциональный комфорт и свобода.
Согласно данным hh.ru, 63% зумеров считают, что идеальная работа — та, что не разрушает нервную систему. На первом месте у них — положительные эмоции, а не карьерный марафон без сна. Почти столько же (61%) ждут от руководителя уважительного отношения, а от коллектива — дружелюбной атмосферы.

Больше половины ставят во главу угла баланс между работой и жизнью. Да, именно жизнь — та самая, где есть друзья, хобби, выходные без ноутбука, и где можно отключить уведомления без чувства вины. При этом каждый четвертый (25%) честно говорит: высокая зарплата не спасет, если не нравится все остальное. Однако это не значит, что деньги для зумеров совсем не имеют значения. Напротив, 79% обращают внимание на уровень оплаты при трудоустройстве.
Порой у поколения Z есть запросы, которые могут удивлять. Например, в США зумеры заявили, что готовы вернуться в офис, если там будут специальные помещения для секса. Абсурд? Возможно. Но если копнуть глубже, суть та же — запрос на уважение границ и комфортную среду, в которой работа не вытесняет личную жизнь.

По данным аналитиков hh.ru, работодатели рискуют потерять интерес молодого кандидата, если используют устаревшие методы подбора. На собеседованиях зумеры не спрашивают про KPI, их больше волнует: есть ли переработки, как поддерживается ментальное здоровье сотрудников и насколько гибкий график. И если атмосфера токсичная, они сразу же говорят «до свидания». Так, 63% молодых соискателей мгновенно теряют интерес к компании, если сталкиваются с грубой манерой общения. К отталкивающим факторам также относится устаревшая «советская» корпоративная культура (61%), любая дискриминация (53%), «серые» схемы оформления (51%) или бесконечно скучные задачи (48%).
«Молодые специалисты, родившиеся после 1997 года, по-другому смотрят на работу, они не готовы жертвовать личной жизнью ради карьеры и не считают переработки нормой. Для зумеров работа — это лишь одна из сфер жизни, а не ее центр», — отмечает главный менеджер по персоналу Департамента организационного развития Роскачества Ирина Шульженко.
Зумеры не могут устроиться на работу, а бумеры не могут уволиться: рынок труда оказывает давление на каждое поколение
Миллениалы и зумеры ссорятся в сети из-за поведения, получившего название «взгляд поколения Z»: что это такое?
Зумеры протестуют против системы
Нынешняя молодежь все меньше склонна соглашаться на условия, которые были привычны для предыдущих поколений. В ответ на несоответствие их высоким ожиданиям появилась новая форма негласного протеста — карьерный кетфишинг. Молодые соискатели проходят собеседования, получают работу и исчезают. Они не выходят на связь, не приходят на смены, игнорируют письма и звонки работодателя.
«Карьерный кетфишинг — это новая формулировка, но в целом она про тренд на рост запросов и требований к условиям работы: они касаются теперь не только уровня зарплаты, но и атмосферы в коллективе, культуры менеджмента и управления, корпоративных ценностей, возможности профессионального развития и карьерного роста. Более чувствительны к нематериальным факторам чаще молодые соискатели, которые начинают карьеру с высокими ожиданиями», — пояснила директор «hh.ru Сибирь» Екатерина Дегтярева.

Такую модель поведения можно воспринимать по-разному: кто-то назовет ее избалованностью, кто-то — инфантильностью. Но, по сути, это просто отражение другого взгляда на мир. Поколение Z — не лучше и не хуже предыдущих. Ценности зумеров формировались в иной культурной и технологической среде, и это неизбежно влияет на то, как они выбирают работу, взаимодействуют с работодателями и что считают нормой. Молодые люди не требуют большего, они просто ищут другого. И это не хорошо и не плохо.
Да, карьерный кетфишинг — странное и спорное явление. Но в чем-то это логичное следствие разрыва между ожиданиями поколения и корпоративной реальностью. Работа для зумеров — не священная обязанность, а всего лишь одна из граней жизни. И в этом, как ни странно, есть что-то здоровое. Можно сколь угодно критиковать зумеров, называть их «поколением снежинок», которое, видите ли, посмело не желать «пахать 24/7». Но на самом деле, они готовы трудиться, но только на своих условиях. Так что, куда продуктивнее будет попытаться услышать зумеров, поскольку их «капризы» уже формирует рынок труда завтрашнего дня.