Топливный кризис усиливается: почему в России не хватает бензина

В десяти регионах наблюдается дефицит топлива.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Топливный кризис усиливается: почему в России не хватает бензина
Freepik
Какие регионы страдают от дефицита, а также почему цены на бензин продолжают расти — в нашем материале.
Содержание

Какие регионы столкнулись с дефицитом топлива

Закрытые колонки и «замотанные пистолеты» на заправках уже перестали быть локальной проблемой. Если летом перебои фиксировались преимущественно на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Поволжья, то в сентябре сообщения о нехватке топлива поступают уже из Центральной России и с юга страны. Так, независимые АЗС были вынуждены приостановить работу в Нижегородской, Ростовской и Рязанской областях, а также в Крыму. В целом, по оценке Независимого топливного союза (НТС), признаки локального дефицита зафиксированы более чем в десяти субъектах РФ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На российском рынке топлива, действительно, наблюдаются определенные сложности. В первую очередь сейчас это нехватка высокооктановых бензинов, которая обусловлена системным дисбалансом между производственными возможностями и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин. Поступает информация о перебоях с поставками на АЗС в ряде регионов, что может приводить в том числе к закрытию заправок», рассказал президент НТС Павел Баженов.

Член Российского топливного союза, управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина подтверждает: перебои касаются самых ходовых марок — АИ-92 и АИ-95. «Кто-то не работает "от бензовоза до бензовоза", кто-то "замотал пистолеты" уже длительное время. В целом уже несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). О проблемах с поставками топлива сообщают участники рынка все большего числа регионов», — отметила эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем причина проблем на топливном рынке

Важно понимать, что под ударом оказались именно независимые АЗС. В отличие от крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), у них нет своих добывающих мощностей и резервов. Им приходится закупать бензин на бирже по рекордно высоким ценам и при этом удерживать розничные цены внизу, чтобы не потерять клиентов. Такой дисбаланс делает их бизнес убыточным или, в лучшем случае, балансирующим на грани рентабельности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, в начале сентября тонна АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) стоила 82,3 тысячи рублей, АИ-92 — более 70,6 тысячи. По состоянию на 13 сентября АИ-95 торговался по 78,9 тысячи, АИ-92 — по 71,5 тысячи рублей соответственно.

Freepik

При этом сама модель биржевых торгов подталкивает цены вверх. Формально нефтяные компании обязаны выставлять на продажу не менее 15% произведенного бензина. Однако количество покупателей на бирже превышает тысячу, а доступных объемов крайне мало. В итоге партии разбирают за минуты, и доступ к ним получают лишь единицы. Экспортные продажи часто оказываются для производителей выгоднее, поэтому расширять поставки на внутренний рынок они не спешат. Также фактором давления выступает и сезонный фактор. Август и сентябрь традиционно приводят к росту потребления: активные поездки, пик отпусков и сельхозработы увеличивают спрос на бензин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, ситуация находится под контролем государства. Для сдерживания цен на внутреннем рынке в июле правительство приняло решение ограничить экспорт бензина для производителей нефтепродуктов до 31 августа 2025 года, однако позже мера была продлена на сентябрь. Кроме этого, Минэнерго совместно с нефтяниками перенесло график ремонтов на НПЗ (последствия атак БПЛА), чтобы увеличить поставки на внутренний рынок.

Сколько сейчас стоит бензин в России

Тем временем розничные цены на топливо продолжают расти быстрее инфляции второй год подряд. По данным Росстата, в 2024-м бензин подорожал на 11,13% при инфляции 9,52%. С начала 2025-го цены выросли на 7,21%, тогда как инфляция составила 4,03%.

В августе стоимость топлива увеличилась на 1,8% по сравнению с июлем и на 11% в годовом выражении. С 26 августа по 1 сентября цены подскочили на 0,30%, а неделей позже — уже на 0,55%. По состоянию на конец первой недели сентября литр бензина в среднем по стране стоил 62,61 рубля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Цены по маркам:
  • АИ-92 — 59,35 рубля,
  • АИ-95 — 64,78 рубля,
  • АИ-98 — 85,04 рубля.
Freepik

Если посмотреть на динамику с начала года, то повышение цен фиксировалось ежемесячно: в январе — на 0,62%, в феврале — на 0,51%, в марте — на 0,55%, в апреле — на 0,6%, в мае — на 0,29%, в июне — на 0,66%, в июле — на 1,37%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дорожает и дизельное топливо. За период с 26 августа по 1 сентября прибавка составила 0,07%, а со 2 по 8 сентября цены выросли уже на 0,24%. На 8 сентября средняя цена литра дизеля достигла 71,73 рубля против 71,52 рубля неделей ранее.

Как рассчитать расход топлива: что влияет на показатель и как его уменьшить

В России подорожал один вид бензина: во все виноваты китайские автомобили

Польша закрыла границу с Белоруссией: как это повлияет на поставку иномарок и запчастей в Россию

Как решить проблему дефицита

Вариантов выхода из кризиса немного. По сути, их два: либо увеличить предложение, либо снизить спрос. Спрос, как отмечают аналитики, естественным образом начнет падать к концу сентября из-за сезонного фактора. При этом для стабилизации внутреннего рынка важнее нарастить предложение — через активизацию импорта или ускоренное восстановление пострадавших НПЗ, особенно учитывая, что экспорт уже ограничен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению экспертов, дополнительно поддержку бизнесу могли бы оказать льготные кредитные ставки как для нефтеперерабатывающих заводов, так и для торговых сетей, что позволило бы сгладить влияние резких колебаний цен на бирже и удерживать розничные цены в приемлемых пределах.

В долгосрочной перспективе, как отмечают специалисты, проблема требует системного подхода. Необходимо модернизировать производственные мощности и адаптировать их под растущие потребности автопарка, развивать производство высокооктанового бензина и формировать региональные и стратегические запасы топлива. Последнее позволит нивелировать резкие колебания рынка и снизить зависимость от внешних и сезонных факторов.