Закрытые колонки и «замотанные пистолеты» на заправках уже перестали быть локальной проблемой. Если летом перебои фиксировались преимущественно на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Поволжья, то в сентябре сообщения о нехватке топлива поступают уже из Центральной России и с юга страны. Так, независимые АЗС были вынуждены приостановить работу в Нижегородской, Ростовской и Рязанской областях, а также в Крыму. В целом, по оценке Независимого топливного союза (НТС), признаки локального дефицита зафиксированы более чем в десяти субъектах РФ.
Топливный кризис усиливается: почему в России не хватает бензина

Какие регионы столкнулись с дефицитом топлива
«На российском рынке топлива, действительно, наблюдаются определенные сложности. В первую очередь сейчас это нехватка высокооктановых бензинов, которая обусловлена системным дисбалансом между производственными возможностями и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин. Поступает информация о перебоях с поставками на АЗС в ряде регионов, что может приводить в том числе к закрытию заправок», — рассказал президент НТС Павел Баженов.
Член Российского топливного союза, управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина подтверждает: перебои касаются самых ходовых марок — АИ-92 и АИ-95. «Кто-то не работает "от бензовоза до бензовоза", кто-то "замотал пистолеты" уже длительное время. В целом уже несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). О проблемах с поставками топлива сообщают участники рынка все большего числа регионов», — отметила эксперт.

В чем причина проблем на топливном рынке
Важно понимать, что под ударом оказались именно независимые АЗС. В отличие от крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), у них нет своих добывающих мощностей и резервов. Им приходится закупать бензин на бирже по рекордно высоким ценам и при этом удерживать розничные цены внизу, чтобы не потерять клиентов. Такой дисбаланс делает их бизнес убыточным или, в лучшем случае, балансирующим на грани рентабельности.
Так, в начале сентября тонна АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) стоила 82,3 тысячи рублей, АИ-92 — более 70,6 тысячи. По состоянию на 13 сентября АИ-95 торговался по 78,9 тысячи, АИ-92 — по 71,5 тысячи рублей соответственно.

При этом сама модель биржевых торгов подталкивает цены вверх. Формально нефтяные компании обязаны выставлять на продажу не менее 15% произведенного бензина. Однако количество покупателей на бирже превышает тысячу, а доступных объемов крайне мало. В итоге партии разбирают за минуты, и доступ к ним получают лишь единицы. Экспортные продажи часто оказываются для производителей выгоднее, поэтому расширять поставки на внутренний рынок они не спешат. Также фактором давления выступает и сезонный фактор. Август и сентябрь традиционно приводят к росту потребления: активные поездки, пик отпусков и сельхозработы увеличивают спрос на бензин.
Впрочем, ситуация находится под контролем государства. Для сдерживания цен на внутреннем рынке в июле правительство приняло решение ограничить экспорт бензина для производителей нефтепродуктов до 31 августа 2025 года, однако позже мера была продлена на сентябрь. Кроме этого, Минэнерго совместно с нефтяниками перенесло график ремонтов на НПЗ (последствия атак БПЛА), чтобы увеличить поставки на внутренний рынок.
Сколько сейчас стоит бензин в России
Тем временем розничные цены на топливо продолжают расти быстрее инфляции второй год подряд. По данным Росстата, в 2024-м бензин подорожал на 11,13% при инфляции 9,52%. С начала 2025-го цены выросли на 7,21%, тогда как инфляция составила 4,03%.
В августе стоимость топлива увеличилась на 1,8% по сравнению с июлем и на 11% в годовом выражении. С 26 августа по 1 сентября цены подскочили на 0,30%, а неделей позже — уже на 0,55%. По состоянию на конец первой недели сентября литр бензина в среднем по стране стоил 62,61 рубля.
Цены по маркам:
- АИ-92 — 59,35 рубля,
- АИ-95 — 64,78 рубля,
- АИ-98 — 85,04 рубля.

Если посмотреть на динамику с начала года, то повышение цен фиксировалось ежемесячно: в январе — на 0,62%, в феврале — на 0,51%, в марте — на 0,55%, в апреле — на 0,6%, в мае — на 0,29%, в июне — на 0,66%, в июле — на 1,37%.
Дорожает и дизельное топливо. За период с 26 августа по 1 сентября прибавка составила 0,07%, а со 2 по 8 сентября цены выросли уже на 0,24%. На 8 сентября средняя цена литра дизеля достигла 71,73 рубля против 71,52 рубля неделей ранее.
Как решить проблему дефицита
Вариантов выхода из кризиса немного. По сути, их два: либо увеличить предложение, либо снизить спрос. Спрос, как отмечают аналитики, естественным образом начнет падать к концу сентября из-за сезонного фактора. При этом для стабилизации внутреннего рынка важнее нарастить предложение — через активизацию импорта или ускоренное восстановление пострадавших НПЗ, особенно учитывая, что экспорт уже ограничен.
По мнению экспертов, дополнительно поддержку бизнесу могли бы оказать льготные кредитные ставки как для нефтеперерабатывающих заводов, так и для торговых сетей, что позволило бы сгладить влияние резких колебаний цен на бирже и удерживать розничные цены в приемлемых пределах.
В долгосрочной перспективе, как отмечают специалисты, проблема требует системного подхода. Необходимо модернизировать производственные мощности и адаптировать их под растущие потребности автопарка, развивать производство высокооктанового бензина и формировать региональные и стратегические запасы топлива. Последнее позволит нивелировать резкие колебания рынка и снизить зависимость от внешних и сезонных факторов.