Нехватка топлива, которая еще недавно казалась локальной проблемой, сегодня перерастает в масштабный топливный кризис. В ряде регионов из-за дефицита бензина уже вводят лимиты на продажу. Так, на некоторых АЗС автомобилистам разрешают заправляться всего по 10–20 литров за раз либо предлагают дизельное топливо. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на представителей бизнеса.
Топливный кризис набирает обороты: стране грозит «бензиновый» коллапс?

Где ввели ограничения на покупку бензина
«Уже больше месяца поступают сообщения о нехватке и перебоях в поставках бензина на АЗС в ряде субъектов. Некоторые сети, которые продолжают работать в условиях локального дефицита топлива, были вынуждены ввести ограничения на отпуск бензина в 10–20 л на посетителя либо временно продавать только дизель. Эти меры должны помочь владельцам сетей переждать непростой период дефицита и не закрывать временно АЗС, как это произошло ранее с отдельными небольшими заправками», — рассказал президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

Сегодня лимиты действуют в следующих регионах страны:
- Московская область;
- Ленинградская область:
- Рязанская область;
- Нижегородская область:
- Поволжье;
- Дальний Восток.
Тревожные новости поступают и с юга. В Ставропольском крае местные телеграм-каналы сообщают о полном отсутствии АИ-92 и АИ-95 на ряде заправок. Там, где топливо все же доступно, цены заметно выросли: стоимость литра АИ-95 колеблется от 65,2 до 73,77 рубля.
Причем ограничения касаются не только небольших независимых компаний. Кризис затронул и крупнейших игроков. Так, «Лукойл» на отдельных АЗС Москвы ввел запрет на налив топлива в канистры, а также на работу с топливными картами в Нижнем Новгороде.
Почему в России не хватает бензина
Основной удар нынешнего кризиса пришелся на независимые автозаправочные станции. В отличие от вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), у них нет собственных добывающих мощностей и хранилищ. Такие сети вынуждены закупать топливо на бирже, где цены в последние недели стремительно растут. При этом возможности компенсировать рост стоимости через повышение розничных цен у независимых операторов нет.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков поясняет: «К ним приходит антимонопольная служба и проверяет обоснованность роста цен. Если стоимость топлива завышена по сравнению с вертикально интегрированными компаниями, спрашивают, почему так произошло. Хотя все прекрасно понимают, что вертикально интегрированные заправки покупают топливо дешевле. Тем не менее Федеральная антимонопольная служба давит на АЗС, заставляя их сдерживать рост цен. Получается, что ты купил задорого на бирже, а продаешь дешево».

Ситуация на торгах только подтверждает слова аналитика. Так, в среду, 24 сентября, цена на бензин марки АИ-92 достигла исторического максимума — более 73,68 тысячи рублей за тонну, свидетельствуют данные Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
По словам Юшкова, около 40% АЗС в стране принадлежат ВИНКам, а 60% — независимым сетям. Но по объему реализации все наоборот: 60% топлива на внутреннем рынке продают именно крупные компании, и только 40% — «частники». При этом именно независимые сети зачастую являются единственными поставщиками топлива в малых городах и отдаленных регионах.
«Например, в Крыму одни независимые АЗС, которые купили дорогое топливо и при этом обязаны сдерживать рост цен», — отметил эксперт.
Дополнительные проблемы создают и внешние факторы. Удары Украины по топливным базам и логистическим цепочкам осложнили доставку топлива. Это, в свою очередь, также усилило проблему локальных дефицитов.
Что происходит с ценами
Однако даже несмотря на меры контроля и попытки стабилизировать ситуацию, бензин в России продолжает дорожать. В августе средняя стоимость топлива по стране составила 61,18 рубля за литр, но цифра сильно меняется в зависимости от региона. Так, самые высокие ценники были зафиксированы на Дальнем Востоке и в Северо-Кавказском федеральном округе — 67,52 и 65,94 рубля за литр соответственно.
«Доставка топлива, особенно на Дальний Восток или в Сибирь, обходится дорого, и эти расходы включаются в конечную цену. Ежегодно акцизы на топливо индексируются, что закладывает рост цены на несколько процентов по умолчанию», — рассказал член Центрального совета Независимого профсоюза «Новый труд» Саид Гафуров.

Прогнозы на ближайшие месяцы выглядят, мягко говоря, неблагоприятно. Эксперты сходятся во мнении, что тенденция к удорожанию топлива сохранится, а значит, нагрузка на кошельки автомобилистов будет только расти.
«Можно прогнозировать, что цены на бензин могут продолжить рост. Влияет на это целый ряд факторов: геополитические события, стоимость барреля нефти, взаимоотношения России с внешними странами, стоимость валютной пары рубль — доллар», — объяснила финансовый консультант Татьяна Волкова.
Готовиться ли к дефициту топлива
Паника вокруг возможного бензинового коллапса растет, но эксперты пока успокаивают: говорить о настоящем дефиците оснований нет. Несмотря на перебои в отдельных регионах, в целом добыча нефти продолжается в стабильном объеме, а власти вместе с нефтяными компаниями уже договорились направить на внутренний рынок больше топлива. Дополнительно государство готово компенсировать часть расходов.
«В настоящее время нет никаких предпосылок к возникновению дефицита бензина в российских регионах. Нефть продолжает добываться, и нет также предпосылок к тому, чтобы добыча была остановлена», — считает финансовый консультант Татьяна Волкова.
В то же время есть эксперты, которые убеждены, что проблему нужно решать кардинально. В частности, уязвимость нефтеперерабатывающих заводов перед атаками беспилотников — это фактор риска, способный вновь дестабилизировать рынок. Если объекты не будут надежно защищены, подобные сбои могут стать регулярными.