Ситуация на топливном рынке в России становится все напряженнее. Перебои с поставками бензина фиксируются в разных регионах страны с конца июля. Виной всему высокий сезонный спрос, а также внеплановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах из-за атак беспилотников.
Топливный кризис больно ударит по россиянам: цены на бензин взлетят?

Какая сейчас ситуация на топливном рынке
Как пишет «Коммерсант», общий дефицит бензина в России оценивается примерно в 400 тысяч тонн при стандартных ежемесячных поставках в объеме около 2 миллионов тонн. То есть, нехватка составляет около 20%. При этом проблемы коснулись не только бензина, но и дизельного топлива. Так, выпуск дизеля в сентябре, по данным источников издания, сократился примерно на 1 миллион тонн.

В условиях перебоев с поставками власти в ряде регионов были вынуждены прибегнуть к чрезвычайным мерам. Особенно тяжело ситуация складывается в изначально дефицитных регионах, таких как Крым и Дальний Восток. Во вторник, 29 сентября, власти Крыма установили фиксированные цены на бензин, а также ввели ограничения на его продажу — не более 30 литров в одни руки. Однако уже 1 октября глава региона был вынужден признать, что эта мера не дала ощутимого результата, и ограничение ужесточили до 20 литров.
По информации «Коммерсанта», в сентябре объемы производства бензина и дизельного топлива в стране в среднем отставали от плановых показателей на 10–11%. Вице-премьер Александр Новак в публичных комментариях охарактеризовал происходящее как «небольшой дефицит», однако многие участники рынка считают иначе. Так, руководитель аналитического центра «Mind Money» Игорь Исаев уверен, что проблема носит не локальный, а системный характер.
«Когда господин Новак говорил о "небольшом дефиците", это звучало как технический сбой, но в реальности речь идет о системной перегрузке: плановые и внеплановые ремонты на НПЗ, особенно в Поволжье и на юге, сократили объемы переработки, а логистика не успела адаптироваться <...> В ряде областей фиксируются случаи приостановки работы АЗС, вводятся ограничения на отпуск топлива — это говорит о том, что дефицит перестал быть "небольшим"», — заключил эксперт.
Независимые АЗС под угрозой закрытия
Сегодня независимые АЗС оказались на грани выживания. Российский топливный союз (РТС) официально заявил, что их рентабельность находится в отрицательной зоне. По данным РТС, несколько независимых АЗС уже были вынуждены закрыться, не выдержав давления рынка.
В письме, направленном 30 сентября вице-премьеру Александру Новаку, союз подробно объяснил причины происходящего. Из-за снижения производства топлива и сокращения биржевых продаж резко выросли оптовые цены на бензин. В ряде случаев они сравнялись с розничными, а в некоторых регионах даже превысили их. В такой ситуации бизнес-модель независимых АЗС просто перестала работать.

К этому добавляются еще и логистические трудности. По информации РТС, сроки отгрузки биржевого бензина систематически срываются. Задержки могут растягиваться на полтора-два месяца. «Эти факторы приводят к вымыванию оборотного капитала и росту кредитной нагрузки»,— пишет РТС.
Союз подчеркивает, что если ситуацию оперативно не исправить, то закрытие независимых АЗС может принять массовый характер. А это угроза уже не только для отдельных предпринимателей, но и для всей топливной инфраструктуры страны, поскольку частные заправки составляют около 60% всех АЗС в России.
При этом меры, которые власти уже приняли, ощутимого эффекта пока не дали, отмечает РТС. Напомним, что 30 сентября премьер-министр Михаил Мишустин подписал сразу два постановления: продлить до конца года запрет на экспорт бензина, а также ввести на тот же срок запрет на вывоз дизельного топлива для непроизводителей. Еще за несколько дней до этого, 25 сентября, вице-премьер Александр Новак объяснял, что такие меры позволят дополнительно обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.
Что происходит с ценами
С начала августа, по оценкам экспертов «БКС Мир инвестиций», бензин марки АИ-92 подорожал на 12%, достигнув 73 900 рублей за тонну, а дизельное топливо — на 24%, до 71 900 рублей за тонну. При этом введение полного запрета на экспорт бензина пока не оказало ощутимого охлаждающего эффекта на цены.
«Это может указывать на то, что временно выбыли мощности более чем на 13%, а именно такой размер исторически соответствует доле производства бензинов, направляемой на экспорт. В отношении дизтоплива будет введена пока не столь радикальная мера: запрет экспорт не затрагивает производителей», — пояснили аналитики.

Продление запрета на экспорт бензина, по мнению генерального директора маркетплейса нефтепродуктов «Open Oil Market» Сергея Терешкина, фактически сохраняет статус-кво для нефтяников. Эксперт напоминает, что запрет уже действовал в августе и сентябре, и его пролонгация была вполне ожидаемой. При этом сейчас наблюдается серьезный разрыв между темпами роста цен на бензин и общим уровнем инфляции. По данным Росстата, к 22 сентября 2025 года накопленный рост цен на бензин достиг 8,4%, тогда как потребительская инфляция составила 4,2%. На этом фоне регуляторы просто не могли не пойти на новые ограничения, чтобы стабилизировать рынок.
Власти прилагают все усилия для того, чтобы цены на бензин оставались устойчивыми, а топливо поступало в регионы в необходимых объемах. Пресс‑секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что правительство принимает все необходимые меры для поддержки внутреннего рынка. Однако прогнозы на ближайшие месяцы остаются неблагоприятными. Аналитики сходятся во мнении, что стоимость топлива в ближайшее время продолжит увеличиваться, а значит, и нагрузка на кошельки автомобилистов будет расти.