Заместитель мэра по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов сообщил, что аренда самокатов начнется, как только дорожное покрытие станет сухим. Если погода не подведет, сезон проката может стартовать с 15 марта.
Приравняют к водителям: как самокатчикам усложнят жизнь этой весной

Когда начнется сезон
А вот в Московской области любители прокатиться с ветерком уже давно рассекают вовсю. С 7 марта аренда самокатов доступна в 13 городах, среди которых Долгопрудный, Домодедово, Истра, Королев, Красногорск, Химки, Лобня, Люберцы, Подольск, Пушкино, Фрязино, Химки и Щелково. К середине месяца к ним добавятся еще 39 подмосковных города.

Как изменились правила в Москве
Главное новшество сезона в столице — верификация через Mos ID. Начиная с этого года, взять самокат в аренду смогут только пользователи, прошедшие авторизацию на портале mos.ru. Правда, для новичков сделано послабление: первые пять поездок доступны без привязки аккаунта, но с шестой — регистрация обязательна. Мы подробно рассказали, как пройти эту процедуру в этой статье.
«Чтобы не допускать в сервис проката детей и подростков и быстрее выявлять тех, кто грубо нарушает ПДД, мы ввели верификацию пользователей. Проверка позволит заблаговременно выявлять такие аккаунты и блокировать им доступ к аренде, не дожидаясь ДТП», — рассказал Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Какие предусмотрены штрафы
В прошлом году правила для пользователей кикшеринга стали еще строже — операторы Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс Go» существенно увеличили штрафные санкции за нарушения.
Регистрация в приложении сервиса аренды автоматически означает ваше согласие с договором оферты, где четко прописаны правила использования самокатов. Если нарушили их, штраф спишется с вашей карты. А за серьезные проступки доступ к аккаунту может быть временно или даже навсегда заблокирован.
Так, передача самоката несовершеннолетнему обойдется в 10 тысяч рублей. Проехали по пешеходному переходу? Штраф — тысяча рублей. Неправильная парковка — 500 рублей. За поездку вдвоем санкции варьируются: у одних операторов — 5 тысяч, у других — 3 тысячи за каждого пассажира.

Ситуация еще жестче, если речь идет о грубых нарушениях. Управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения грозит штрафом от 100 до 150 тысяч рублей. А за причинение вреда здоровью или имуществу других лиц сумма может составить от 30 до 150 тысяч рублей.
По данным столичных властей, только в прошлому году было выписано 110 тысяч штрафов, а 188 тысяч аккаунтов пользователей заблокировано.

Что хочет добавить Минтранс
Недавно Минтранс анонсировал поправки к правилам дорожного движения, которые серьезно изменят жизнь пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Если их утвердят, владельцы СИМ получат статус водителей транспортных средств. Они будут обязаны выполнять требования сотрудников ГИБДД и проходить проверку на трезвость.
Одно из ключевых изменений — запрет сигналить пешеходам, чтобы те уступили дорогу. Кроме того, скорость самокатов при приближении к пешеходам ограничат до 10 км/ч. А кататься вдвоем или втроем на одном устройстве будет запрещено уже по закону.
«Такие вопросы помогут решить в первую очередь вопросы безопасности. Но это не значит, что все самокаты будут ездить со скоростью 10 км/ч. Скорость будут ограничивать исходя из конкретного места, задачи и прочего. Да и решаться этот вопрос будет с помощью технического контроля: на медленных зонах прокатный самокат быстрее просто не поедет», — пояснил заместитель мэра столицы Максим Ликсутов.

Кстати, регулировать использования электросамокатов начали еще в 2023 году. Тогда в ПДД впервые появилось определение средств индивидуальной мобильности, а также обязанности их пользователей. Однако этих мер оказалось мало: Минтранс признал, что для снижения аварийности необходимо ужесточить правила.
Прошлой осенью был вынесен на обсуждение проект поправок, среди которых предлагалось ввести обязательную регистрацию самокатов в специальном реестре с выдачей «учетных знаков» — что-то вроде номеров для автомобилей. Позже от этой идеи отказались. Остальные же предложения доработали. Новый документ с поправками будет опубликован на портале regulation.gov.ru.
Параллельно с этим в Госдуме продолжается работа над изменениями в КоАП РФ, предложенными сенаторами Андреем Клишасом, Артемом Шейкиным, Ириной Рукавишниковой и Владимиром Полетаевым. Эти поправки предусматривают штрафы до 3 тысяч рублей за катание вдвоем, до 2,5 тысяч за создание помех пешеходам и до 30 тысяч рублей за управление электросамокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поправки прошли первое чтение и готовятся ко второму.
«Реализация предлагаемых мер позволит снизить число аварийных ситуаций, уменьшить уровень конфликтов между разными участниками движения и сделать городскую среду безопаснее и удобнее для всех»,— убежден сенатор Артем Шейкин.
Глава Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман напомнила, что еще в 2023 году пользователи СИМ «по сути стали водителями транспортных средств». Тем не менее, нынешние правила различают водителей механических транспортных средств, таких как автомобили, и пользователей СИМ, для которых водительские права пока не требуются. По словам эксперта, новые меры направлены на предотвращение аварий с участием СИМ и исключение ситуаций, когда нарушители оставляют место происшествия.
На самом деле, сами средства индивидуальной мобильности — вещь полезная и удобная. Однако в нашей стране самокаты стали массово использовать, не прописав четких правил, что и привело к хаосу на дорогах. Нынешние инициативы говорят о том, что отношение властей к СИМ становится все серьезнее. Но смогут ли эти меры действительно сократить количество аварий и обеспечить безопасность на дорогах для всех? Покажет лишь время.