В конце октября Минпромторг решил отсрочить введение новых правил расчета утилизационного сбора до 1 декабря 2025 года.
Последний шанс: почему нужно покупать автомобиль прямо сейчас

Новый утильсбор отложили
«В соответствии с поручением первого вице-премьера Дениса Мантурова Минпромторг проработал возможность отсрочки даты вступления в силу новых правил расчета утильсбора на легковые автомобили», — заявили в ведомстве.
Изначально новые правила должны были вступить в силу уже 1 ноября. Сообщения о грядущем повышении утильсбора вызвали небывалый ажиотаж на рынке. Тысячи покупателей поспешили оформить и оплатить автомобили мощностью более 160 лошадиных сил. В результате на погранпереходах образовались огромные пробки, что сильно задержало доставку заказанных иномарок. Многие россияне просто не успевали ввезти машины в страну до установленного срока. Если бы дату не перенесли, автовладельцам пришлось бы платить миллионы рублей дополнительно — уже по новой методике расчета сбора.

Что сейчас происходит с ценами
Директор по маркетингу компании Jorden (экспортер и производитель автозапчастей) Евгений Курбаков считает, что отсрочка утильсбора играет на руку тем, кто в ближайшем будущем планирует покупку транспорта. «Такой шаг позволяет рынку выдохнуть и подготовиться к более осознанному и структурированному вступлению новых правил», — говорит специалист.
Да, отсрочка утильсбора действительно дала рынку передышку, но не остановила неизбежное — автомобили продолжают дорожать. Пока общественность обсуждает новую методику расчета, дистрибьюторы уже корректируют прайс-листы. По данным агентства «Автостат», средняя стоимость нового легкового автомобиля в России в начале осени 2025 года достигла 3,34 миллиона рублей, что на 4% выше августовского уровня. За год машины подорожали на 6%. А вот подержанные автомобили, наоборот, подешевели на 1,5% по сравнению с августом. В сентябре средняя стоимость авто на вторичном рынке составила 1,14 миллиона рублей.
В октябре рост продолжился. «У большинства марок произошло повышение цен. 16 компаний повысили цены одной или нескольких моделей. Так, стали дороже модели сразу 6 внедорожников Haval. При этом некоторые подорожали лишь в отдельных комплектациях», — сообщает «Автостат».
Как отмечает аналитик Олег Мосеев, дистрибьюторы поднимают цены почти еженедельно. По его данным и сервиса CARgument, за период с 27 октября по 1 ноября, исключением стал лишь бренд Hongqi, который, наоборот, увеличил размер скидок.

«У нас цены уже потихоньку ползут вверх. В принципе, речь идет о том, что за месяц они где-то в среднем растут примерно на один процент. И до конца года в любом случае повышение цен составит где-то примерно плюс 5%», — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто.
По его словам, у дилеров еще остались на складах автомобили 2024 и даже 2023 года выпуска, на которые действуют скидки. При этом новые поставки в Россию уже приходят по более высокой стоимости. Даже с учетом растаможки и оформления по старым правилам утильсбора конкуренция на рынке подталкивает цены вверх.
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский уверен, что впереди нас ждет новый виток подорожания. Повышение утильсбора неизбежно приведет к увеличению цен. По его словам, дистрибьюторы, по сути, переложат новые расходы на плечи покупателей. Эксперт прогнозирует, что уже в начале следующего года электромобили и гибриды подорожают на 15–20%, а бензиновые автомобили с пробегом — на 5–27%, в зависимости от марки и модели.
Когда лучше покупать машину
Главный вопрос, который сегодня волнует всех, кто присматривает себе автомобиль: покупать сейчас или подождать? Эксперты и дилеры единодушны — ждать не стоит.
«Сейчас мы уже наблюдаем постепенный рост цен на автомобили, и можно уверенно сказать, что это не случайность — дилеры и импортеры закладывают возможное увеличение издержек в будущие поставки. Поэтому тем, кто планирует покупку автомобиля в ближайшие месяцы, откладывать решение точно не стоит: текущие прайсы все чаще пересматриваются в сторону повышения», — подчеркнул коммерческий директор дилерской сети «Июль авто» Игорь Селин.
С ним согласен и генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич, отмечающий, что нынешний всплеск спроса — закономерная реакция на грядущие изменения. Люди стараются успеть до пересмотра ставок, и дилеры это прекрасно видят.

По словам Селина, после введения новых правил расчета утильсбора возможен краткосрочный спад продаж, но затем рынок быстро адаптируется.
«После вступления новых ставок утильсбора в силу рынок может пережить краткосрочный спад продаж, но затем произойдет адаптация. Если говорить о прогнозах, то мы не ожидаем драматичных изменений, однако тренд на постепенное повышение цен, который уже начался, скорее всего, сохранится. Поэтому сейчас — оптимальное время для покупки автомобиля до того, как новые ценовые уровни окончательно закрепятся», — добавил коммерческий директор «Июль авто».
Автоэксперт Петр Баканов подтверждает: откладывать покупку автомобиля не стоит, поскольку дешевле машины не станут. Напротив, пока еще можно найти залежавшиеся на складах модели 2024 года и приобрести их со скидкой, однако вскоре эти предложения исчезнут, и ценники будут пересмотрены.
