Пожар в тоннеле: как остаться живым при возгорании в местах повышенной опасности

Дорожный тоннель, лифт, горящий лес, поезд – в таких местах спастись от огня будет непросто
Пожар в тоннеле: как остаться живым при возгорании в местах повышенной опасности
Unsplash
Недавно в столичном тоннеле проспекта Маршала Жукова загорелся автомобиль. Происшествие вызвало транспортный коллапс на западе Москвы.
Содержание статьи

Огонь на дорогах

Как часто горят автомобили?

На самом деле и на дорогах, и в тоннелях машины загораются не слишком часто – об этом свидетельствуют данные специальной многопрофильной группы экспертов по безопасности в тоннелях, созданной при ООН спустя несколько лет после знаменитого пожара в тоннеле Монблан.

Крупный пожар в Монбланском тоннеле, соединяющем Италию и Францию, случился 24 марта 1999 года. Возгорание началось в самой середине тоннеля – вспыхнул 40-тонный грузовик. Проезд вперед был перекрыт, а огонь быстро перекинулся на скопившиеся за грузовиком автомобили. При этом густой черный дым практически не давал пожарным работать. Тоннель горел 53 часа, а в результате пожара погибли 39 человек.

Почему возникают возгорания?

По данным того же доклада, машины на дорогах горят даже не из-за ДТП. О обычно причиной служит возгорание грузов, неисправности в электронике или из-за перегрев двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем опасен пожар в тоннеле?

Тоннель – это практически закрытое пространство, которое в случае пожара моментально заполняется дымом. Он ядовитый, мешает работе спасателей и не дает пострадавшим быстро покинуть место происшествия.

Кроме того, в тоннеле во время пожара очень быстро повышается температура воздуха, а количество кислорода стремительно падает.

Покинуть тоннель в случае пожара будет довольно трудно
Покинуть тоннель в случае пожара будет довольно трудно
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как действовать при пожаре?

Если ваша машина загорелась, то ее нужно немедленно остановить, заглушить и зафиксировать колеса. Причем чем быстрее человек отреагирует на возгорание, тем меньше будет последствий.

В каждом автомобиле есть огнетушитель, но использовать его лучше, только если огонь не начал распространяться. В противном случае нужно как можно скорее отойти от машины.

Пожар в тоннеле

В тоннелях наши действия должны быть немного другими. Прежде, чем провести описанную выше процедуру, нужно постараться как можно скорее съехать на обочину, ближе к стене тоннеля. Так горящий автомобиль не станет помехой проезду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать, если загорелась машина впереди:

  1. Включаем «аварийку»;
  2. Съезжаем к обочине, выключаем двигатель, фиксируем колеса;
  3. Если возможно, помогаем пострадавшим или тушим пожар;
  4. Быстро уходим по направлению к аварийному выходу (или выходу из тоннеля, если он близко).

Не в то время, не в том месте

Пожар может застать нас в самых неожиданных местах. Некоторые из них чрезвычайно небезопасны в случае возгорания.

Если горит лес

Укрываться от лесного огня следует в водоемах
Укрываться от лесного огня следует в водоемах
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом случае МЧС рекомендует бежать вдоль линии огня, не стараясь обогнать распространяющийся пожар.

Во время лесного пожара легче дышится у земли – нужно пригнуться, если чувствуете нехватку кислорода.

Спасатели рекомендуют, как и при любом пожаре, дышать через смоченную водой ткань, а если от огня уйти не получается, попытаться спастись в ближайшем водоеме. Если же это, грубо говоря, лужа – можно смочить в ней одежду и постараться полностью накрыться мокрой тканью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если горит поезд

В поезде лучше немедленно покинуть горящий вагон
В поезде лучше немедленно покинуть горящий вагон
Unsplash

В поездах наземного или подземного транспорта правила действия при пожаре примерно равны. Хотя есть и различия. В обычном поезде, например, при возникновении пожара нужно сразу же перейти в вагон, который не горит (в метро это сделать, к сожалению, невозможно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и в метро есть свой «закон» – не выжимать стоп-кран. Лучше если состав доедет до станции, чем остановится в перегоне. Если же поезд все же остановился в тоннеле, выходить на пути можно только после разрешения машиниста (сначала должен быть обесточен контактный рельс).

И в обычных поездах, и в вагонах метро при возгорании нельзя открывать окна – поступающий воздух только усилит распространение огня. Естественно, дышать лучше только через влажную ткань.
Не выжимайте стоп-кран, если вагон метро загорелся в перегоне
Не выжимайте стоп-кран, если вагон метро загорелся в перегоне
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если горит лифт

Лифт, наверное, наихудшее место для пожара, особенно, если вы оказались внутри. Это замкнутое пространство, здесь нет огнетушителя, а кроме того, помимо вас в лифте могут оказаться и другие люди (причем много).

Самые распространенные причины пожара в лифте – возгорание шахты (из-за окурка, например) или кабины (из-за короткого замыкания). Не важно, едет лифт или застрял, самое главное – как можно скорее сообщить диспетчеру, что вы попали в беду, почувствовали дым или заметили возгорание.

Если у вас есть вода, используйте ее, чтобы смочите ткань, которой прикроете рот и нос, но ни в коем случае не тушите водой огонь в лифте – кабина находится под напряжением.
Огонь в лифте нельзя тушить водой
Огонь в лифте нельзя тушить водой
Unsplash

Если лифт довез вас до этажа, нужно быстро выйти и обязательно зафиксировать дверь (подойдет любой посторонний предмет) – так больше никто не сможет воспользоваться опасной кабиной.Если же лифт застрял, покидать его можно лишь в случае угрозы жизни – и то на свой страх и риск, потому что лифт может начать движение в любую минуту. Лучше дождаться помощи спасателей.

Читайте также: