Подпольный мир фейковых Лабубу: как производители Лафуфу пытаются удовлетворить мировой спрос на вирусную куклу?

«Уродливый-милый» эльф, продаваемый китайской компанией Pop Mart, стал сенсацией, и местные власти начали активно бороться с подделками.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Подпольный мир фейковых Лабубу: как производители Лафуфу пытаются удовлетворить мировой спрос на вирусную куклу?
GettyImages
Содержание

Теневой рынок производства Лафуфу

Тележки, доверху нагруженные отрубленными силиконовыми головами монстров, татуированные дилеры, прячущиеся в переулках, мешки с контрабандой, спрятанные за прилавками магазинов: добро пожаловать в мир Лафуфу. Поддельные Лабубу, также известные как Лафуфу, наводняют теневой рынок. Поскольку спрос на коллекционные пушистые брелоки стремительно растет, предприниматели в южном торговом центре Шэньчжэне не теряют времени даром и закупают имитации для продажи нетерпеливым охотникам за Лабубу. Но китайские власти, стремясь защитить редкую историю успеха в сфере «мягкой силы», борются с подделками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тема с Лабубу стала подпольной», — говорит одна неофициальная продавщица в своем маленьком магазине поддельных дизайнерских товаров без опознавательных знаков, спрятанном на 17-м этаже ничем не примечательного офисного здания в районе Хуацянбэй в Шэньчжэне, известном своей дешевой электроникой. «Мы не осмеливаемся говорить об этом», — добавляет ее коллега.

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бешеная популярность Лабубу

Лабубу, пушистые эльфы с кроличьими ушками, которые продает китайская компания по производству игрушек Pop Mart, в этом году стали вирусными. Эти «уродливые-милые» куклы, которых рекламируют знаменитости от Рианны до Лисы из Blackpink, пользуются таким спросом, что в Великобритании Pop Mart убрала ухмыляющихся монстров из всех магазинов из-за риска возникновения драк между покупателями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китайские власти гордятся успехом

Шумиха пришлась по душе китайским властям, которые назвали Pop Mart последним китайским брендом, завоевавшим популярность за рубежом, наряду с вирусной видеоигрой Black Myth: Wukong и компанией по разработке искусственного интеллекта DeepSeek. В июне газета People’s Daily, официальный рупор Коммунистической партии Китая, похвалила Лабубу за то, что компания олицетворяет переход от принципа «Сделано в Китае» к принципу «Создано в Китае». «Успех Labubu — это сочетание мощной производственной базы Китая с креативными инновациями, отвечающими эмоциональным потребностям потребителей по всему миру», — говорилось в статье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Борьба с контрафактной продукцией

Присвоение Pop Mart статуса национального героя, по-видимому, также побудило власти страны, пытающейся избавиться от репутации страны подделок, к активным действиям по борьбе с контрафактной продукцией. В апреле таможенные органы в восточном городе Нинбо перехватили партию из 200 000 товаров, предположительно нарушающих права интеллектуальной собственности Labubu, по данным государственных СМИ. В ходе другой операции в прошлом месяце было изъято более 2000 поддельных товаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

59-летняя Ли Ян, живущая примерно в 40 км (25 милях) от магазина Huaqiangbei, никогда не слышала о «Лабубу» Но каждый день она часами сидит на низком пластиковом табурете в своей многоэтажке и разрезает сотни силиконовых голов монстров, которые позже превратятся в Лафуфу. Окруженные грудами деталей телесного цвета, Ли и ее соседка Ван Би, еще одна женщина сидят дома и занимаются кропотливой работой. «Поскольку мы сидим дома, заботимся о детях и занимаемся домашними делами, мы решили найти подработку», — говорит Ли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ли не знает, откуда берутся головы монстров и куда их отправляют. Владелец близлежащей фабрики, на которой, по сообщениям китайских СМИ, производят Лафуфу, категорически отрицал свою причастность, несмотря на то, что в коридоре лежала куча подозрительно похожих на Лафуфу голов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От деловых интересов к национальным

«Китай никогда еще не был так решительно настроен бороться с кражами интеллектуальной собственности, благодаря вкладу Labubu не только как производителя самой продаваемой в мире игрушки, но и как инструмента "мягкой силы, — сказал Ялин Цзян, китайский аналитик потребительских трендов. — Защита интеллектуальной собственности Labubu — это уже не просто вопрос деловых интересов, а вопрос национальных интересов".

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, рынок Лафуфу уходит в подполье. Власти района Хуацянбэй в Шэньчжэне недавно заявили, что будут проверять продавцов на предмет продажи «поддельных и некачественных» Лабубу.

Как делают Лафуфу?

Подделки, скорее всего, поступают из разных источников. Но бизнес-модель Ли работает следующим образом: каждые несколько дней курьер привозит на тележке, нагруженной мешками с сотнями отлитых из пластика голов монстров, к ее дому. Головы отливаются на станке, но разделить их на две части, чтобы их можно было набить и собрать в готовую игрушку, непросто. Для этого нужно вручную разрезать изогнутый край головы игрушки острым ножом.

Итак, Ли и ее соседки, все пожилые женщины, вручную отрезают головы, а таинственная фабрика платит им по 0,04 юаня за штуку. Каждый раз, когда приходит курьер, Ли спускает вниз несколько больших мешков с отрезанными головами и собирает новую партию эльфийских моделей, готовых к препарированию. По подсчетам одной женщины, она может отрезать 800–1000 голов в день и заработать до 40 юаней (450 рублей).