Почему жизненные советы в соцсетях стали такими безумными и как не стать жертвой шок-контента?

Интернет-советы по самому широкому спектру тем превратились в развлекательный контент, а алгоритмы продвигают самые экстремальные его примеры в топ. Как мы до такого дошли и почему с каждым днем становится все важнее уметь фильтровать информацию из сети?
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Почему жизненные советы в соцсетях стали такими безумными и как не стать жертвой шок-контента?
GettyImages
Содержание

Когда люди начали просить советы у незнакомцев?

«Что вызывает ветры, откуда они приходят и куда уходят?» — таков один из вопросов из самой ранней колонки советов в лондонской газете XVII века под названием The Athenian Mercury. Задолго до форумов и соцсетей, по крайней мере, с 1691 года, люди спрашивали посторонних, как познакомиться с потенциальным партнером, почему некоторые ненавидят оливки, как справляться с напряженными отношениями со свекровью, «подобает ли женщинам учиться» и даже что такое любовь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время как самые ранние колонки советов были написаны мужчинами, укрепляя традиционные представления о мужественности и женственности, к XIX веку колонка советов была переосмыслена женскими журналами как беседа между друзьями. Затем с появлением интернет-форумов, групп в социальных сетях и чатов каждый стал давать и получать советы.

«Безумные» лайфхаки

Сегодня люди в комментариях TikTok, форумах Reddit и других соцсетях редко спрашивают о причинах ветра — для этого есть «Яндекс» и Google. В сфере лайфстайла поиск советов часто происходит по формуле: «Я хочу как-то улучшить свою жизнь, как мне это сделать?». Однако в последние годы наметилась тревожная тенденция активно избегать советов экспертов и полагаться на общественное мнение в вопросах получения самых быстрых и радикальных результатов, пишет Dazed.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках совета в интернете люди ищут не всеобъемлющие, разумные рекомендации, а малоизвестные лайфхаки, о которых мало кто слышал. «Как мне похудеть?» теперь звучит как «Расскажите мне о самом безумном лайфхаке для похудения». «Какой увлажняющий крем мне использовать?» стало «Дамы, мне нужны ваши самые безумные лайфхаки по красоте» и «Как мне сэкономить?» теперь «Расскажите мне о самых дьявольских, иррациональных, тревожных сатанинских способах разбогатеть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В комментариях люди делятся не менее странными предположениями, например: «Я убедил себя, что если на моем банковском счете будет меньше 800 евро, то я умру», «Я порвал с половиной своей семьи, и теперь каждый раз, когда я с кем-то из них разговариваю, я получаю около 50 евро за разговор» или «Честно говоря, голод мне очень помог».

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем радикальнее совет, тем лучше он работает

Хотя может показаться, что это личное дело каждого, советы уже давно стали чем-то вроде спорта для зрителей. В интернете, который стал новым игровым полем, чем радикальнее совет, тем лучше он работает. По словам Кейтлин Регер, профессора цифровых гуманитарных наук в Университетском колледже Лондона, это связано с финансовыми структурами, которые управляют социальными сетями. «На самом деле мы не потребители социальных сетей, мы — продукт, или, скорее, наше время и внимание — это продукт, который продается рекламодателям», — говорит она.

В экономике внимания все, что привлекает внимание (ненависть, вред, дезинформация и более экстремальный контент), имеет приоритет в алгоритме, потому что удерживает наше внимание дольше. Помимо разжигания политической поляризации — когда рекомендации уводят пользователей в кроличью нору экстремистского политического контента, — эта тенденция к крайностям также влияет на то, как мы воспринимаем нашу повседневную жизнь и отношения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как из разумных и безобидных советы превращаются в провокационные?

Отсутствие сообщества, несомненно, влияет на то, как мы обращаемся за советом в интернете. Раньше делиться проблемами и просить совета можно было только у близких друзей и членов семьи. Сейчас молодые люди чувствуют себя более одинокими, чем когда-либо, поэтому ChatGPT или онлайн-форумы с советами становятся привлекательной альтернативой настоящей дружбе и сообществу.

«В последнее время в межличностных отношениях разрушается система ценностей, этика и отсутствует система сдержек и противовесов», — говорит Сумья Авасти, научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью-Дели. Даже когда мы находим единомышленников в интернете, мы попадаем в эхо-камеры, которые укрепляют убеждения и отвергают различные точки зрения. «Часто нюансы игнорируются в угоду вирусной истерии», — говорит Авасти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экстремальный контент сам по себе может не казаться экстремальным на первый взгляд: будь то экстремальное богатство, экстремальное мнение или что-то очень смешное. «Возможно, вы постоянно смотрите на красивые кухни других людей, которые вам не по карману, и от этого чувствуете себя дерьмово», — говорит Регер.

По словам Клайва Томпсона, многолетнего автора статей о технологиях и автора книги «Coders», по мере того как нам продолжают предлагать контент с помощью алгоритмов или рекомендаций, вместо того чтобы мы сами активно искали его, советы в интернете из довольно разумных и безобидных превращаются в провокационные.

«В спокойном мире люди бы ценили реалистичные советы, которые можно применить на практике, верно?» — говорит он. Но новые популярные алгоритмы, такие как TikTok, в меньшей степени ориентированы на создание профилей авторов и публикацию спокойных, регулярных обновлений и в большей степени — на одномоментные, крайне неспокойные вирусные видео.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мир, где советы носят скорее развлекательный, чем практический характер

Когда речь идет о незнакомцах в интернете, слово «совет» следует использовать в широком смысле, поскольку алгоритмический экстремизм искажает наше представление о том, какие советы стоит давать и принимать. Томпсон говорит, что мы все больше погружаемся в мир, где советы носят скорее развлекательный, чем практический характер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это почти своего рода метакомментарий к самим советам и абсурдности повседневной жизни, — говорит он. — Это не может не иметь последствий, но каких именно, я не знаю: мы уже 2000 лет убеждены, что СМИ вот-вот запрограммируют нас на то, чтобы мы стали совершенно неразумными чудаками». И это справедливо для всего: от любовных романов, фотографий и сенсационных заголовков в газетах прошлого до современных технологий искусственного интеллекта.

Дезинформация может привести к серьезным последствиям

Если мы знаем о склонности людей ассоциировать новые технологии с опасностью, то нам будет сложно точно оценить, насколько эффективны экстремальные советы в интернете. Уильям Брэди, доцент Северо-Западного университета, говорит, что это во многом зависит от обсуждаемого вопроса или темы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вопрос о банальной проблеме в отношениях может быть несущественным, но другие вещи, например, медицинские советы, вызывают серьезную обеспокоенность, — говорит он. — Большинство людей смотрят это видео, потому что считают его забавным, но что, если у него будут миллиарды просмотров и даже 10 % людей подумают: "О, это интересная идея"? Это может привести к нетривиальным последствиям». Мы наблюдаем это в индустрии красоты, здоровья и фитнеса, где дезинформация не только широко распространена, но и может привести к серьезным последствиям.

Авасти считает, что правительства и технологические компании должны относиться к алгоритмическому экстремизму как к форме «невидимого, повсеместного и разрушительного социально-цифрового загрязнения». «Компании, занимающиеся социальными сетями, буквально охотятся за вашим вниманием, как саранча, и у них нет никаких гражданских обязательств, кроме этого, — говорит Томпсон. — Эта модель лежит в основе всего, поэтому ситуация, в которой это не является проблемой, возможна только в том случае, если убрать эту бизнес-модель».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два примера такой модели — это длинные подкасты и информационные бюллетени, на получение которых нужно активно соглашаться. «Эта бизнес-модель дает гораздо более продуманные и содержательные результаты», — добавляет Томпсон.

GettyImages

Обращайте внимание на тревожные сигналы

Когда вы просматриваете контент, связанный с жизнью, здоровьем, работой или отношениями, обращайте внимание на множество тревожных сигналов. «Экстремальный контент часто изобилует эмоционально окрашенными выражениями, чрезмерно упрощает сложные вопросы и представляет их в бинарном формате, в духе "мы против них"», — говорит Авасти. Но все же это не всегда очевидно. Если вы цените взвешенные мнения, стоит проявить инициативу и целенаправленно просматривать широкий спектр контента и следить за разными точками зрения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо того чтобы оценивать полезность совета по количеству лайков и вовлеченности, поговорите с человеком, который находится рядом с вами. «Экстремальные голоса слишком часто появляются в алгоритмах, из-за чего кажется, что они более распространены, чем на самом деле, — говорит Регер. — Мы должны как можно чаще делиться контентом, который потребляем, с теми, кому доверяем». Да, это значит, что нужно открыть вкладку «Для вас» и просмотреть ее вместе с другом — обсудить сомнительные советы бывает полезно, чтобы не начать им слепо следовать.