Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?

Если последний год вы провели не в лесу, то наверняка слышали про NFT. Информация про токены уже не первый год доносится из каждого утюга. Разве нет? А как же гифка летящего кота «Nyan Cat»? Она точно пролетала мимо вас. Представьте себе, кот ушел с молотка за 600 тысяч долларов! А коллаж из 5000 тысяч картин художника Beeple был продан почти за 70 миллионов долларов.
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
Freepik

Сейчас вы удивитесь еще больше, ведь нашему родному Эрмитажу, с его более трех миллионной коллекцией произведений искусств, тоже есть, что предложить. Особенно, когда в партнерах у тебя компания «Интеррос» и платформа «Атомайз». Заинтригованы? Но обо всем по порядку: для начала, давайте постучимся в двери Зимнего дворца, которые уже давно закрылись, проводив своего последнего посетителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Паркет, который не скрипит

Многие думают, что Зимний дворец — это отдельная достопримечательность. Но нет, он является лишь малой частью огромного музейного комплекса «Эрмитажа». С 1762 по 1904 год дворец был зимней резиденцией российских императоров. Здесь проходил быт Романовых, официальные приемы и разворачивались различные исторические события. Его двери были открыты каждому: будь ты мужчина в военном мундире, или крестьянин в рабочей рубахе. Главное условие, чтобы она была чистая.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня Зимний любезно распахнул свои двери и нам, в часы своего покоя, чтобы максимально близко познакомить нас со своими шедеврами, которые находятся здесь не в стерильном пространстве, созданном для их экспозиции, а в исторических интерьерах, со своей длинной, порой трагической судьбой.

Мы поднимаемся по Парадной (Иорданской) лестнице, на которой в свое время спотыкались послы, опаздывающие на прием к императору. Зимний дворец невозможно осмотреть «на бегу», но сегодня у нас есть всего пара часов, чтобы добраться до нашей конечной цели и раскрыть одну из тайн Эрмитажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому, быстрым шагом мы проходим через малый тронный зал по самому нарядному паркету, выполненному из девяти разных пород драгоценного дерева. Это вам не современный ламинат, по которому, дай Бог, ходит семейство из четырех человек во главе кота. В лучшем случае он продержится год, после чего начнет предательски скрипеть, выдавая ваши ночные вылазки к холодильнику. А теперь представьте, сколько людей в день топчут паркеты Эрмитажа!

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А он все продолжает сохранять свой первозданный вид. Весь секрет в том, что люди ходят не по паркету, а по лаку! Но это уже тема для другой статьи. А у нас впереди гербовый зал, военная галерея и большой тронный зал. В этих залах никто никогда не жил, зато сколько всего повидали эти стены: государственные приемы, шумные балы и даже церковные службы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная утрата Эрмитажа

Но наша цель — зал с «голландцами». Именно здесь собраны 1500 голландских картин, 20 их которых принадлежат Рембрандту. Столько работ гениального голландца не найти даже даже в самой Голландии, в музее его родного города Лейдена. Из всего многообразия его работ, нас сегодня интересует именно «Даная». Именно с этой картиной произошла самая трагичная история со времен существования музея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15 июня 1985 года по ступеням Парадной лестницы поднялся человек в помятом костюме, шляпе и массивных очках в роговой оправе. Он мало чем отличался от типичного командировочного, поэтому не вызвал ни у кого подозрений. Он только поинтересовался, какая картина в экспозиции музея самая дорогая.

Рембрандт Харменс ван
Рейн, «Даная» (между 1636 и 1647 гг.)
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная» (между 1636 и 1647 гг.)
Государственный Эрмитаж

Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужчина подошел к полотну, поставил на пол сумку и, еще раз оглянувшись, извлек из кармана пиджака бутылку с серной кислотой. Он дважды плеснул на полотно, и картина, которая минуту назад зачаровывала своей красотой форм, приглушенностью красок и плавным величием линий буквально задымилась — кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекающие сверху темные краски, перемешанные с лаком и водой.

Впоследствии, компьютерный анализ показал, что около 27% процентов авторского письма утрачено навсегда...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Даная» после нападения
«Даная» после нападения
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Даная» не настоящая

Было два варианта: оставить изуродованную картину как есть, или же реставрировать, фактически сделав ее копию. Решили восстанавливать. Но делать это так, чтобы максимально сберечь «руку» Рембрандта.

Как известно, Эрмитаж всегда сам занимается реставрацией картин. Тогда группа советских специалистов сделала невозможное. На лакокрасочном заводе, тогда еще Ленинграда, были заказаны краски, которые по своему составу максимально точно совпадали с составом красок Рембрандта. Перед тем, как приступить к реставрации, картину покрыли слоем лака. Это делается на тот случай, если когда-нибудь появится возможность усовершенствовать работу реставраторов, то слой XX века можно будет без труда снять, чтобы вернуться к первоначальному варианту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная»
Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная»
Рудольф Кучеров / РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие говорят, что после проведенных работ это уже «не настоящий Рембрандт», а всего лишь его копия, написанная реставраторами. Но это не так. Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы».

Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат. Это делается специально, чтобы при пристальном изучении каждый мог понять, где отреставрированное, а где нет. Через 12 лет кропотливого восстановленная картина снова появилась в Эрмитаже. На этот раз уже под бронированным стеклом.

Но был и третий вариант спасти картину: это NFT. Говоря простым языком, это цифровой аналог документа, который подтверждает ваше право на какой-то объект. Это могут быть музыка, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.

При чем здесь Эрмитаж, спросите вы?

Государственный Эрмитаж впервые в России предложил любителям искусства серию NFT. Да-Да, я не шучу. А реализовать проект по выпуску токенов «Цифровое искусство» музею помогли компания «Интеррос» и платформа «Атомайз». Я всегда скептически относилась ко всему, что не могу пощупать, пока лично не посетила международный Форум объединенных культур, который проходил в Санкт-Петербурге этой осенью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2023 году музей выпустил серию токенов трех отреставрированных фресок школы Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу».

Государственный Эрмитаж

Каждый желающий может приобрести в свою коллекцию понравившуюся фреску целиком или ее фрагменты, либо просто удачно инвестировать свои деньги в токен с уникальными цифровыми правами. Каждый токен фиксирует первоначальный вид сегмента фрески, либо каждый этап ее реставрации. Тем самым, вы вносите вклад не только в свое будущее, но и помогаете музею, который вырученные средства направляет на дальнейшую реставрацию шедевров из своих коллекций. В будущем к проекту «Цифровое искусство» могут присоединиться и другие музеи страны.

И как жаль, что это случилось только сейчас, а не в 1985 году, когда можно было бы спасти, пусть и в цифре, «Данаю» Рембрандта. Вдобавок, тогда бы эти токены могли принести миллионы долларов своим владельцам.