Алгоритмы соцсетей — одна из тех загадок, решения которой постоянно меняются, но которую хотелось бы разгадать многим пользователям. Если вы не стремитесь к популярности в интернете и не продвигаете персональный или коммерческий бренд, участвовать в этой гонке особого смысла нет. Однако интересно, что система посчитает интересным в следующий раз и начнет показывать миллионам людей по всему миру. В итоге алгоритмы оказывают колоссальное влияние на культуру и экономику.
От матча-латте до дубайского шоколада: как пищевые тренды соцсетей влияют на рынки, цены и экологию

Социальные сети изменили все

Еще интереснее то, как вирусные тренды социальных сетей влияют на наш выбор в еде. Например, недавние веяния заставили пользователей готовить так называемый человеческий корм и объедаться морковью до тех пор, пока дело не дойдет до госпитализации.
Когда-то пищевую моду диктовали супермаркеты, которые изучали популярные позиции в меню ресторанов и воссоздавали их, делая более доступными. Теперь же, чтобы привлечь клиентов, и магазины, и рестораны вынуждены следить за быстро сменяющимися популярными роликами в соцсетях. Это, конечно, касается тех, кто хочет быть успешным и готов ради этого меняться.
Яркими примерами изменения позиций силы является бешеная популярность чая матча, которая последние несколько лет только нарастает, и недавний тренд на дубайский шоколад.
Батончик, который покорил мир
Британка египетского происхождения Сара Хамуда живет в Дубае, где работает шоколатье. Женщина и до своего гениального изобретения считалась авторитетной инфлюенсершей, но видео с ее батончиком буквально взорвало соцсети. Ролик стал вирусным благодаря двум факторам: уже имеющаяся популярность Сары и по-настоящему уникальное предложение. Шоколадка с начинкой из фисташкового крема, тахини и кнафе набрала более 120 миллионов просмотров, и понеслось.

Производители пищевых продуктов используют инструменты искусственного интеллекта, чтобы отслеживать онлайн такие новинки, вызывающие ажиотаж и бурные обсуждения. Социальные сети позволяют трендам распространятся моментально, и уже через несколько недель так называемый дубайский шоколад был на полках магазинов, в десертных меню ресторанов и у кондитеров, работающих на себя.
Кое-где цены зашкаливали, но покупательская активность была настолько высокой, что некоторым продавцам пришлось установить ограничение: не больше двух плиток в одни руки.
Темная сторона дубайского шоколада
Вирусный тренд вызвал изменения и в мировом сельскохозяйственном секторе, который обычно скрыт от глаз пользователей соцсетей. Популярность шоколадного батончика Dubai привела к дефициту фисташек, что вызвало закономерный рост цен. За последний год стоимость очищенного ядра увеличилась почти на 35 процентов — с 6,65 евро за фунт (чуть менее полкило) до 8,96 евро. Ожидается, что к концу 2025 года фисташка будет стоить 10,80 евро за фунт.

Тенденция продолжает расти, несмотря на то, что производство ореха (с точки зрения ботаники, это не орех, а костянка) быстро расширяется. Например, американские фермеры, выращивающие фисташку, заняли на мировом рынке долю в 43 процента. В настоящее время США превратились в крупнейшего производителя, а экспорт начал приносить доход, превышающий выручку от поставок традиционных кукурузы, сыра и говядины.
Матча-латте доступен не всем
Похожая история произошла и в чайной отрасли: Япония произвела 4176 тонн матча в 2023 году, что почти в три раза больше, чем в 2010-м. Резкий рост спроса на зеленый порошок побудил ведущие компании Ippodo и Marukyu Koyamaen ввести ограничения на продажу продукта в 2024 году. Это повлияло на мировой рынок и устойчивость дохода тех, кто решил заработать на модном тренде.
Так, 25-летняя Ханифе Хурсит, открывшая недавно в Лондоне небольшое кафе, специализирующееся на матча, говорит, что ее бизнесу нелегко справляться с ситуацией. «Прямо перед первыми закупками поставщики сказали, что нам, возможно, придется подождать некоторое время. Это большая проблема, дефицит везде», — говорит предпринимательница. Однако, по словам Хурсит, в день открытия у ее кафе выстроилась огромная очередь клиентов, основную массу которых составляли молодые женщины.

Ранее Ханифе работала SMM-менеджером и имеет более 19 000 подписчиков в личных соцсетях. Опираясь на актуальные тренды, она построила меню вокруг напитков и вкусовых сочетаний, популярных у интернет-пользователей, например, коричневый сахар и жасминовый матча-латте. Однако расширить предложения чем-нибудь фисташковым женщина не может, это слишком дорого даже с учетом оптовых цен.
Как тренды соцсетей влияют экологию
Аналитик рынков Мзингайе Ндубива считает, что тенденции, связанные с ограничениями и ростом расценок на мировых рынках, будут развиваться и дальше. По его словам, это связано и с еще одним препятствием — экологическими издержками.
«Фисташка — это водоемкая культура, выращиваемая в основном в Калифорнии и Иране, которые известны своими засушливыми регионами, — поясняет Ндубива. — Приводя к чрезмерному использованию грунтовых вод, возросший спрос на международном рынке создает огромную нагрузку на системы, которые и так скудны».

Кроме того, существуют опасения, что быстрое расширение выращивания одной культуры, вызванное тенденциями социальных сетей, может способствовать вырубке лесов для монокультурного земледелия, что, в свою очередь, наносит вред дикой природе.
«Из-за этого растет зависимость от гербицидов и пестицидов, которые загрязняют почву и водные системы. Тенденции, направляемые социальными сетями, могут способствовать ухудшению состояния окружающей среды, если они исчезнут так же быстро, как и появились», — резюмирует аналитик.