В понедельник, 22 сентября 2025 года, самолет, выполнявший рейс Qantas QF1889, вынужден был развернуться и направиться обратно в аэропорт Дарвин, Австралия. Как оказалось, экипаж Embraer 190 получил предупреждение о повышенном давлении, а высота полета внезапно снизилась примерно до 6000 метров. Пилоты выполнили все необходимые процедуры и совершили нормальную посадку. В салоне же все ощущалось совсем не нормально, пассажиры решили, что борт терпит крушение.
Неотъемлемая часть полетов: эксперт по авиации назвал 4 аварии, которые случаются в воздухе чаще, чем вы думаете

Аварии в небе не всегда фатальны

Некоторые технические проблемы — неотъемлемая часть многих полетов. Пилоты и другие члены экипажа проходят интенсивную подготовку и наизусть знают подробные инструкции по решению каждой ситуации. Самолеты имеют системы оповещения, которые предупреждает о неисправностях. Именно благодаря всем этим мерам безопасности подавляющее большинство полетов с неполадками заканчивается благополучным приземлением.
Гвидо Карим Жуниор, старший преподаватель кафедры авиации в Университете Гриффита, рассказал о четырех пугающих на первый взгляд проблемах, с которыми самолет может столкнуться, совершая полет. Однако, говорит эксперт, экипаж успешно справляется с ними в воздухе.
Кондиционирование и давление
На крейсерской высоте полета (обычно выше 10 000 метров) в самолете поддерживается комфортная «высота кабины» — 1300-2400 метров. Это делается с помощью воздуха от двигателей, который охлаждается кондиционерами.

Искусственное давление позволяет нам нормально чувствовать себя при атмосфере за бортом, крайне опасной для жизни: температура около -55°C и отсутствие воздуха для дыхания. Если система работает со сбоями и «высота кабины» начинает расти, экипаж расценивает это как потенциальную проблему с герметизацией.
Что вы можете заметить
Это ощущается как стремительное снижение, закладывает уши. Иногда автоматически выбрасываются кислородные маски.
Что делают пилоты
Как только пилоты замечают проблемы с герметизацией салона, они надевают кислородные маски, объявляют аварийную ситуацию и следуют контрольной карте аварийного снижения, как можно быстрее приближая самолет к высоте около 3000 метров. После этого обычно следует изменение маршрута или возвращение в аэропорт вылета.
Отказ двигателя
Двухмоторные авиалайнеры сертифицированы для безопасного полета на одном двигателе. Однако отказ одного из них расценивается серьезно и тщательно отрабатывается на летных симуляторах не реже одного раза в год. Двойные отказы случаются крайне редко.

Что вы можете заметить
Громкий хлопок, вибрация, искры из двигателя, запах гари или внезапное затухание света. Ситуация может привести к развороту и вызову аварийно-спасательных служб.
Что делают пилоты
Получив сигнал от системы оповещения, пилоты определяют поломку и следуют контрольному списку. Обычно алгоритм требует выключить неисправный двигатель, снизиться до необходимой высоты и изменить маршрут, если самолет находится на крейсерской высоте; или вернуться в аэропорт вылета, если высота еще не набрана.
Проблемы с гидравликой и управлением
Многие механизмы управления самолетом приводятся в движение благодаря гидравлическим или электрическим системам. Если одна из них выходит из строя, например, левый элерон, используемый для поворота, не движется, самолет может лететь, поскольку правый продолжает работать. Экипажи используют специальные контрольные списки и корректируют скорость, расстояние и конфигурацию приземления, чтобы обеспечить безопасность.

Что вы можете заметить
Длительное ожидание, пока экипаж устраняет неполадки, возврат в аэропорт вылета или более быстрая, чем обычно, посадка.
Что делают пилоты
После сигнала системы оповещения пилоты проходят контрольный список, выбирают конфигурацию посадки, запрашивают самую длинную подходящую взлетно-посадочную полосу и на всякий случай вызывают аварийно-спасательные службы.
Шасси и тормозная система
Авиалайнеры оснащены убирающимися шасси, которые большую часть полета остаются в отсеке. Это колеса, которые выдвигаются из фюзеляжа перед посадкой, в них встроены тормоза для снижения скорости судна после приземления. Из-за большого количества движущихся частей иногда шасси не выдвигается или не убирается должным образом, а тормозная система теряет эффективность.

Что вы можете заметить
Предупредительное возвращение, подготовка салона к возможной вынужденной посадке, инструкция от бортпроводников «приготовиться к удару» непосредственно перед посадкой. Хотя это и пугающе, таковы превентивные меры на случай, если что-то пойдет не по плану.
Что делают пилоты
Экипаж использует длинные контрольные списки и в конечном итоге обращается к инженерам по техническому обслуживанию для устранения проблемы. Также предусмотрены резервные возможности для выпуска шасси и задействования тормозов. В экстремальных случаях им может потребоваться приземлиться на самой длинной из имеющихся взлетно-посадочных полос (если проблема с тормозами) или совершить посадку на брюхо (если невозможно выпустить шасси).
Что все это значит
По словам Жуниора, описанные потенциальные случаи вызывают тревогу, однако далеко не всегда приводят к фатальным последствиям. Большинство отказов в полете запускают цепочку защитных механизмов, направленных на обеспечение безопасности. Контрольные списки, интенсивная подготовка и многолетний опыт подкрепляются многочисленными резервами и надежной конструкцией самолета.

Такие полеты обычно заканчиваются благополучно, но пассажиры, конечно, могут переживать шок. Резкое снижение или экстренная посадка не означают катастрофу. Обычно это говорит о том, что вся система безопасности (сама машина, экипаж, контрольные списки и программа обучения) работает именно так, как должна.
