«Мы боролись с мифом, что в благотворительности нельзя быть модным»: Яновский и Нахапетян о фонде «Друзья» и его миссиях

В любой индустрии прорыв происходит, когда появляется кто-то, кто меняет правила игры и, цитируя слоган Apple, «думает иначе». В сфере благотворительности роль одного из таких «иных» играет фонд «Друзья», отметивший в этом году свое десятилетие. Мы встретились с двумя из сооснователей «Друзей» Яном Яновским и Гором Нахапетяном и выяснили, зачем успешным людям идти в благотворительность и почему их главная мечта — закрыть свой фонд.
Антон Иванов
Антон Иванов
«Мы боролись с мифом, что в благотворительности нельзя быть модным»: Яновский и Нахапетян о фонде «Друзья» и его миссиях
Архивы пресс-службы
Ян Яновский

Соучредитель фонда «Друзья», основатель и управляющий партнер одного из крупнейших в Восточной Европе семейных офисов First Nation Societe Bancaire, член советов директоров ряда российских и международных компаний в финансовой сфере.

Гор Нахапетян

Соучредитель фонда «Друзь­я», бизнесмен и филантроп, почетный профессор бизнес-практики и почетный член Ассоциации содействия раз­витию МШУ «Сколково», академи­ческий директор программы «Тандемократия», сооснователь и партнер Sensemakers, сертифицированный тренер и коуч Process Communication Model.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Антон Иванов: Фонд «Друзья» известен светской Москве как «фонд фондов», который устраивает креативные благотворительные вечеринки — от дня рождения фонда в Сандуновских банях в смокингах до шашлык-батла московских рестораторов в парке. А что так можно было?

Ян Яновский: Так было необходимо! На 10-летии фонда «Друзья», когда мы позвали друзей фонда провести ночь в магазине игрушек в ЦДМ на Лубянке, я сказал: наш фонд — доказательство того, что дружба может быть организационной формой добра. Мы искренне верим, что заниматься благотворительностью можно и нужно в удовольствие, не забывая о системности и эффективности данного процесса. Мы долгое время бросали деньги в стеклянные ящики, участвовали в многочисленных аукционах, каждый раз не до конца понимая и не вникая в суть работы некоммерческих организаций, которые организовывали сборы. За 10 лет мы с командой полностью переосмыслили подход к помощи, ее формам и содержанию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гор Нахапетян: Нам пришлось бороться с мифом, что в благотворительности нельзя шутить и нельзя быть модным. Фондам пора было выходить из позиции жертвы. Почему благотворительность — это всегда про уныние? Почему нельзя помогать и радоваться? Можно и нужно. И мы это сделали: превратили благотворительность в рок-сцену, а филантропов — в звезд.

АИ: Когда создавался фонд, вы думали, что он станет тем, чем он стал сейчас?

ЯЯ: Он стал гораздо больше, чем мы могли ожидать, и явно перерос своих основателей — нас. Сегодня фонд «Друзья» — это институция, которая последние 10 лет ежедневно строит индустрию благотворительности в России и помогает развивать филантропию как профессию.

ГН: Мы начинали с точечной профессиональной помощи другим фондам, а в итоге выросли в экосистему продуктов для развития индустрии. Сегодня фонд «Друзья» — это самая крупная платформа интеллектуального волонтерства в России ProCharity. Это образовательная программа для сотрудников отрасли Московская школа профессиональной филантропии. Это Центр знаний и исследований, в котором мы аккумулируем экспертизу и накопленный опыт, изучаем тенденции, издаем книги. Всего этого нам не удалось бы достичь без участия и поддержки со стороны огромного количества фондов и их руководителей, мы всем им очень благодарны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: «У вас с самого начала была какая-то тактика, и вы ее придерживались?»

ЯЯ: Сначала идеи создавать свою образовательную организацию у нас не было. Первой программой фонда была «Команда профессионалов»: мы искали опытных управленцев из бизнеса, а затем устраивали их на работу в благотворительные фонды, чтобы они выстроили в них эффективную работу. Но когда мы начали «вживлять» таких лидеров в организмы НКО, то встретили отторжение. Сотрудники говорили: «Почему приходят люди в костюмах и говорят про какие-то бизнес-планы, когда у нас тут люди умирают?» Так мы поняли: недостаточно просто привлекать людей извне. Нужно помогать индустрии меняться изнутри. Образование стало ключом — так и появилась идея создания собственной школы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГН: В какой-то момент мы решили глубже понять, как устроена благотворительность изнутри, и вместе с МШУ «Сколково» и центром «Соль» провели масштабное исследование «Соцчейн». Опросили 1200 лидеров НКО методом «снежный ком»: говорили с одним экспертом и просили порекомендовать еще троих. Потом шли к ним — и так, пока круг не замкнулся. Один из выводов, которые мы для себя сделали: люди в благотворительности почти не разговаривают друг с другом. Все варятся в своих проектах, конкурируют за ресурсы вместо того, чтобы объеди­няться и решать проблему сообща, гораздо более системно и эффективно. Исключение — экологи, но только потому, что большинство из них учились вместе на биофаке. Именно эту проблему — разобщенность — помогает решать наша Московская школа профессиональной филантропии МШПФ. Звучит как шифр от сейфа, работает как университет. Сейчас у нас уже почти 400 выпускников. И это не просто цифра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЯЯ: Это уже большая армянская свадьба!

ГН: Нет, это армянская свадьба средней руки, но если взять экспертов, которые преподают в школе, добавить попечителей и патронов, получится уже около 1000 человек, что уже больше похоже на большую армянскую свадьбу. Это настоящее сообщество: люди, которые знают друг друга, говорят на одном языке и разделяют общую ДНК — благодаря совместному образованию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: Зачем это нужно индустрии, понятно. А зачем сами люди идут к вам учиться?

ЯЯ: Прежде всего, у наших выпускников появляется новая экспертиза, важные связи, свежие карьерные треки — а вместе с ними и новые возможности для развития своих проектов. Это по-настоя­щему живая среда! Здесь есть «кислород» — пространство для роста, свобода для идей и, главное, бесконечные пути самореализации. В индустрии благотворительности можно сделать для общества и мира больше, чем во многих других сферах. Даже крупный бизнес не всегда открывает такие горизонты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идут, чтобы привлечь средства на свои проекты. На защите дипломных работ, прямо во время питчей, одна из наших студенток закрыла сбор на крупную сумму — результат отклика, который вызвал ее проект у одного из экспертов. Полсотни миллионов рублей собрали за время обучения студенты лидерского курса в этом году — и это то, что они сами рассказали нам в своих отчетах.

АИ: Но есть ощущение, что пользуются этими возможностями в основном женщины...

ГН: Только что у нас был выпускной школы филантропии. Из 70 выпускников было четверо мужчин...

ЯЯ: Можно я расскажу одну идиотскую историю?

АИ: Нужно!

ЯЯ: Недавно один уважаемый бизнесмен пожаловался, что не может найти жену: чтобы и умная, и красивая, и с эмпатией, и с правильными ценностями. Думал даже подключить к поиску своих рекрутеров. Я ему ответил просто: «Иди в благотворительность. Не в Tinder, а на ProCharity». И это не шутка. В этом сообществе случайных людей нет — там много образованных, талантливых и невероятно красивых девушек. Не зря модные бренды соревнуются за право одеть в последние коллекции сотрудниц фонда «Друзья» на мероприятия. Так что, господа, благотворительность — это не только про добро, но и про шанс встретить любовь всей жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: А как вы вообще оцениваете уровень благотворительности в России?

ЯЯ: В России невероятно высоко развита уникальная экспертиза профильных благотворительных фондов — прежде всего в области адресной помощи. Но когда речь заходит о системных решениях и устойчивости организаций в долгосрочной перспективе, здесь открывается большое поле для работы. И именно этим занимается наш фонд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГН: Хочу отметить, что в развитых странах значительную часть активов крупных фондов формируют завещания. У нас большая часть людей их не составляет. Конечно, и благотворительность остается за скобками. Но важно понимать: если ты не написал, кто распоряжается твоими активами, ими распорядится закон. И по этому закону они точно не попадут в благотворительные организации. В России пока нет такой культуры, но мы туда идем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: Кстати, Ян, вы мне как-то рассказывали, что периодически пишете свой некролог, чтобы с помощью этого упражнения понять, чего добились в жизни и над чем еще стоит поработать. Фонд «Друзья» в нем фигурирует?

ЯЯ: Конечно. Честно говоря, я никогда не думал, что стану основателем организации, которая будет реально менять целую индустрию, причем такую важную для общества. Это, без преувеличения, одно из главных дел моей жизни.

ГН: При этом у нас некролог в некрологе: такое упражнение мы даем всем студентам МШПФ — руководителям фондов — в первый же учебный день. И говорим им: наша общая задача — сделать так, чтобы вы были не нужны. Чтобы ваш фонд выполнил свою миссию и закрылся.

ЯЯ: Когда нас спрашивают о профессиональной мечте, мы отвечаем: чтобы фонд «Друзья» стал не нужен, а благотворительность выросла в полноценную индустрию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: Как за 10 лет менялась роль фонда?

ЯЯ: Мы для себя периодически проводим такую домашнюю работу: отвечаем на вопросы «Кто мы?» и «Куда мы идем?». Однажды мы придумали метафору для своей роли: фонд «Друзья» — архитекторы взлетных полос, с которых взлетают авиалайнеры и бизнес-джеты благотворительных проек­тов. И долгое время действительно ими были. Сегодня мы переосмыслили свою роль в индустрии. Теперь мы возводим мосты: между благотворительностью и бизнесом, между обществом и государством. Многие НКО боятся государства, а мы считаем, что это важный ресурсный стратегический партнер в решении социальных проблем, если правильно выстроить с ним отношения.

ГН: То, чем мы занимаемся, сегодня называется бриджинг. Семья Медичи в свое время делала то же самое. Они были далеко не самыми обеспеченными в Италии, но их успех состоял в том, что они создавали мосты между старыми и новыми богатыми семьями. Наша задача — сделать так, чтобы в благотворительность вело как можно больше мостов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЯЯ: Найти «свой» мост к благотворительности не так уж сложно. Если вам близка какая-то тема — аутизм, онкология, культурное наследие, защита природы, искусство или наука, — загляните на сайт ProCharity. Там вы найдете фонды, с которыми можно безопасно и эффективно сотрудничать. Мы их проверили, проаудировали и можем ручаться: они работают добросовестно и приносят реальную пользу. Не хотите жертвовать деньги? Есть и другая форма помощи. Если вы профессионал в какой-то области, вы можете помочь фонду своими навыками и дорогим экспертным временем. Кто-то становится интеллектуальным волонтером на платформе ProCharity, а кто-то принимает решение войти в состав правления конкретной организации. Такая помощь очень востребована. И да, помогая, вы развиваетесь сами: как профессионал, как личность, как часть общества. Это инвестиция с отдачей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГН: В этой индустрии формируются самые ценные навыки, завязываются сильные социальные связи. Часто именно в благотворительности можно встретить людей, доступ к которым в бизнес-среде был бы практически невозможен.

АИ: Вопрос от отца отцам: а ваши дети как-то участвуют в жизни фонда?

ЯЯ: Мне важно, чтобы дети видели, чем я занимаюсь в фонде. Они бывают на наших мероприятиях и с интересом вовлекаются. А еще у нас есть семейная традиция: каждый месяц мы выбираем один фонд, изучаем, чем он занимается, как и кому помогает. Часть карманных денег мои дети тратят на благотворительность по их собственному выбору. Это наш способ говорить о важном не словом, а делом.

ГН: Кстати, это касается не только наших детей. Не так давно мы помогли Новой школе и фонду «Дар» интегрировать благотворительность в образовательные процессы. Чтобы это не было чем-то инородным вроде «уроков добра», а стало частью дисциплин — биологии, физики, химии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АИ: А как благотворительность связана с химией?

ГН: Вы знаете, кто такой Христофор Леденцов? Вот и я еще недавно не знал. Это купец середины XIX века, который создал фонд в поддержку науки и пожертвовал около двух миллионов рублей золотом — дикие по тем временам деньги — на финансирование исследований молодых ученых. Благодаря ему в том числе появилась таблица Менделе­ева, были изданы его труды.

АИ: Что бы вы сказали человеку, который сомневается, стоит ли ему идти в благотворительность?

ЯЯ: В благотворительности есть всё: энергия, идеи, яркие люди, а главное — свобода заниматься тем, что действительно вам откликается. Вряд ли есть еще сфера, где можно так гармонично сочетать личные интересы и общественную пользу. Я искренне советую каждому попробовать!