Люди спят на полу, табло вылетов горит красным: как ваш отпуск может превратиться в настоящую катастрофу

В последнее время в российских аэропортах довольно часто вводят режим «Ковер».
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Люди спят на полу, табло вылетов горит красным: как ваш отпуск может превратиться в настоящую катастрофу
Freepik
Сегодня все чаще появляются новости о введении режима «Ковер» в российских аэропортах. В начале июля сотни рейсов в европейской части страны были задержаны именно из-за этого. К сожалению, в нынешних обстоятельствах возможны повторения подобных инцидентов. Рассказываем, на что могут рассчитывать туристы, попавшие в авиационный коллапс.
Содержание

Что такое план «Ковер»

Последние месяцы стали настоящим испытанием для туристов. Уже несколько раз за это время был объявлен так называемый план «Ковер». Первый — в начале мая (6–8 числа). Потом, с 13 по 22 июня, закрыли небо над Ираном и Израилем. А 5 и 6 июля — снова «Ковер». И каждый раз это означало одно и то же: массовые отмены, длинные часы ожидания и, увы, сорванные планы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сотни рейсов задерживались и переносились, тысячи пассажиров часами сидели в терминалах аэропортов. Кто-то уезжал домой и ждал новую дату вылета, кто-то сдавал билет и пересаживался на поезда или автобусы. Туристы за границей оставались в отелях, где туроператоры вынужденно продлевали проживание — хорошо, если обходилось без доплат.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но что же такое план «Ковер»? Это особый режим в авиации, который вводят, если в небе появляются неопознанные объекты, или при незаконном пересечении границы. В этот момент все самолеты обязаны либо быстро покинуть опасную зону, либо совершить немедленную посадку.

План «Ковер» объявляют российские силы ПВО, после чего гражданские суда получают уведомление от диспетчеров. Для военных действует отдельная система оповещения. Все это прописано в правительственном постановлении № 138 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». С 2022 года этот режим начали вводить все чаще — в первую очередь из-за атак беспилотников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вести себя туристам во время таких событий

К сожалению, план «Ковер» не является основанием для возврата денежных средств за авиабилеты. Тем не менее, согласно федеральным авиационным правилам, при задержке регулярного рейса по любой причине пассажир имеет право на бесплатные дополнительные услуги от перевозчика.

При ожидании рейса более двух часов авиакомпания обязана предоставить прохладительные напитки и возможность совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Если задержка превысила четыре часа, пассажирам с детьми до семи лет должны предоставить комнату матери и ребенка, а также горячее питание. В случае ожидания более восьми часов компания обязана организовать размещение в гостинице, трансфер до нее и обеспечить хранение багажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Стоит учитывать, что в последнее время все чаще случаются перебои со связью. Чтобы избежать лишних проблем, рекомендуется заранее подготовиться: распечатать или сохранить скриншоты электронных документов — билетов, ваучеров в отели, страховок и других важных бумаг. Также лучше заранее заполнить топливные карты и другие нужные счета там, где есть Wi-Fi.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что делать туристам, которые купили путевки у туроператоров или турагентов?Здесь важно понимать, что формально туроператор — лишь посредник. Он исполняет поручение клиента приобрести билеты, забронировать и оплатить номер в отеле. Все документы вы получаете заранее. И если самолет не взлетел вовремя, туроператор не несет ответственности за это. Впрочем, компании стараются помочь, но все зависит от ситуации. Иногда получается сдвинуть даты тура без доплат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
Отмена рейсов и оплата за наличные: сбои в работе интернета парализовали Петербург

Названы самолеты, на которых опасно летать за границу

Деньги вернут, но по новым правилам: что изменится для российских туристов с 1 января

Какой ущерб несут авиакомпании

По расчетам основателя сервиса RunAvia Андрея Патракова, отмена одного рейса на Boeing 737-800 (158 мест в компоновке «Аэрофлота») обходится авиаперевозчику в 15–23 млн рублей. В эту сумму входят недополученная выручка, топливо, зарплата экипажа, аэропортовые сборы. Уход судна на запасной аэродром стоит еще около 1,5–2 млн рублей за каждые четыре часа простоя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если взять последний коллапс в авиасообщении 5–6 июля, то отечественные компании тогда потеряли десятки миллиардов рублей. Только в первые сутки из-за отмен и задержек рейсов в трех крупных аэропортах убытки достигли 3,9–5,9 млрд. Если учитывать эффект домино от массовых сбоев, по оценке эксперта компании EXPO.UAV Дмитрия Дацыкова, общие издержки перевозчиков в начале июля по стране могут составить в среднем 20 млрд рублей в сутки. Однако для корректной оценки ущерба от введения плана «Ковер» стоит еще учитывать убытки пассажиров, опоздавших на стыковочные рейсы, потери такси-сервисов и других отраслей. По словам эксперта, только в трех регионах непрямой ущерб оценивается в несколько десятков миллиардов рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Туроператоры в таких ситуациях тоже в минусе. Весной, когда воздушное пространство закрыли из-за конфликта Ирана и Израиля, было отменено более 70 рейсов между Россией и ОАЭ. Это затронуло около 14 тысяч российских пассажиров, половина из которых были туристами, включая тех, кто следовал транзитом через ОАЭ в страны Южной Азии. Туроператоры в экстренном режиме продлевали размещение и переселяли клиентов. Потери отрасли тогда составили 300 млн рублей. Российский союз туриндустрии уже обратился в Минэкономики с просьбой снизить обязательные отчисления туроператоров в Фонд персональной ответственности с 1% до 0,25% квартального оборота.

А вот о возможной компенсации убытков авиакомпаниям речи пока не идет. Как считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, меры поддержки возможны лишь при «экстраординарных событиях».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Так что, все участники этой цепочки — от туроператоров до самих пассажиров — оказываются в той или иной степени в уязвимом положении. Но, как говорят эксперты, потерянные часы в зале ожидания — ничто по сравнению с риском трагедии в небе. Мировая практика знает немало случаев, когда системы ПВО ошибочно сбивали гражданские самолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы не стать заложником обстоятельств, туристам стоит думать на шаг вперед. Покупайте билеты с возможностью возврата. Оформляйте страховку от отмены рейса — она стоит недорого, но может компенсировать расходы на жилье и перелет. Используйте тревел-карты с бонусами и страховкой, но обязательно уточните, покрывает ли она отмену из-за угрозы безопасности. А главное — планируйте вылеты с запасом времени. В нынешних условиях — это, пожалуй, единственное, что мы можем сделать.