Как-то я в командировке в Новой Зеландии пересекся с очень богатой жительницей Майами, и, как это водится у родителей, сразу перешли на детей. На вопрос, чем кроме школы занимаются мои, я ответил: фигурным катанием, хоккеем, боксом, ушу, спортивными бальными танцами, программированием, а еще ходят в музыкальную школу. Она потеряла дар речи, но потом спросила: «Ты очень богатый?!» Моя собеседница не могла поверить в то, что почти все это бесплатно либо стоит небольших денег.
Лестница в небо: основные преимущества российского образования

У меня пятеро детей, и возможность прекрасного образования для нас определяющая при выборе места проживания. Тут России мало кто может противостоять. Я много лет проработал главным редактором National Geographic, бывал во многих странах и знаком с системой образования не понаслышке. Поэтому разные западные рейтинги, приписывающие первые места в этой области, например, Финляндии, вызывают только насмешку. Видели ли вы призеров школьных олимпиад из этой страны?
Сила системы, которую еще в СССР выстроили два величайших ученых — академики Лаврентьев и Колмогоров, — в том, что она вертится не вокруг денег родителей, а вокруг талантов детей, и предлагает отлично работающие прозрачные социальные лифты. Умный ребенок из любого региона России через системы олимпиад и школ-интернатов может подняться на самый верх.

Я сам родился на Чукотке и учился в новосибирском интернате — физико-математической школе имени того самого Михаила Алексеевича Лаврентьева, которая сегодня называется СУНЦ (специализированный учебно-научный центр). Это было еще в СССР, но аналогичная система работает и сегодня. Один из моих сыновей окончил московский СУНЦ при МГУ имени уже Колмогорова и, как я в свое время, жил и учился в интернате. Причем мы оба свое обучение вспоминаем как один из самых счастливых периодов в жизни.
Помимо этих школ сейчас существует огромное количество специализированных учебных заведений — художественных, музыкальных, спортивных, инженерных, а в последнее время еще и изучающих ИИ.
С ранних лет мои дети серьезно занимались спортом, благо я живу недалеко от спортивных центров ЦСКА. Существует мнение, что большой спорт калечит детей как физически, так и морально. Я с этим не согласен. Главное, что воспитывают спортивные школы помимо физического развития, — это сила воли и вера в то, что всего можно добиться упорным трудом. Если ты тренируешься больше своих соперников, ты наверняка выйдешь победителем. И даже если из них не получатся олимпийские чемпионы, эти качества сильно помогут им в жизни. Наши тренеры знают: 4 часа ежедневных занятий формируют «железобетонный» характер. Выпускники спортивных школ — будущие звезды стартапов: они умеют проигрывать 100 раз, чтобы на 101-й взломать систему.

Образование — это еще и непрерывный выбор. Во многих странах его нет, так как хорошее образование стоит очень дорого, и если в ребенка сильно вложились, вряд ли есть возможность изменить трек. У нас же коней на переправе меняют, и не раз. Сначала — в младших классах, когда ставится выбор: делать спортивную карьеру в специализированных школах или продолжать учиться в общеобразовательных. Мы почувствовали, что олимпийскими чемпионами нам не стать, и спорт у моих детей остался как хобби.
Следующая важная развилка, если не сложилось со спортом или балетом: в какую школу идти? Дело в том, что дети, особенно в «началке», не могут сами осознанно решить, кем они хотят стать. Мне повезло, у нас много детей, и мы запускаем их по разным трекам — медицина, молекулярная биология, машинное обучение или ориенталистика. Выбирается направление, исходя из способностей, а потом начинается усиленная «обработка»: смотрим соответствующие фильмы, читаем книги, беру детей к знакомым, связанным с выбранной областью.

Ну а далее годичная дополнительная подготовка для поступления в специализированные школы и классы. Например, одна моя дочь училась в биоклассе 179-й школы, а сейчас изучает молекулярную биологию в МГУ, сын специализировался на информатике в СУНЦ МГУ, теперь же постигает ИИ в ВШЭ. И еще два навыка почти жизненно необходимы в современном обществе — это программирование и китайский язык. Заниматься им лучше лет с пяти-шести, тогда ухо легко учится различать тоны — основу многих азиатских языков.
У меня младшая дочка с первого класса училась в китайской школе, и для нее сейчас китайский гораздо более простой предмет, чем английский и даже русский. Нельзя обойти и еще одну особенность российского образования — школьные олимпиады. Во-первых, они позволяют на ранних этапах оценить свои силы в разных областях, а олимпиады у нас проводятся по огромному количеству дисциплин. Во-вторых, это наименее нервный трек для поступления в университет: выиграл нужную олимпиаду, и учишься в старших классах, не думая о кошмаре ЕГЭ.

Система образования — фундамент, на котором стоит наша страна вообще и отечественная наука в частности, а о том, что у нее хорошее будущее, говорят результаты специализированных олимпиад. Если следить за ними, то видно, что наши школьники постоянно получают золотые медали в абсолютно разных областях: робототехнике, машинном обучении, математике, физике, программировании. Это тот базис, на котором развивается все остальное. Мы стоим на пороге новой технологической революции, которая будет определяться компетенциями в области машинного обучения, искусственного интеллекта и робототехники. Честно скажу, я завидую нынешней молодежи, потому что им предстоит перевернуть мир, и одной из точек опоры для этого переворота будет наша страна.