О том, что методику расчета утилизационного сбора на автомобили снова скорректируют, стало известно 12 сентября. Поводом для пересмотра правил послужила инициатива «Объединения автопроизводителей России».
Катастрофа для автомобилистов: кому придется доплатить миллионы за уже купленные машины

Как хотят изменить утильсбор с 1 ноября
Согласно опубликованному проекту, при расчете суммы сбора власти хотят учитывать не только объем двигателя и возраст автомобиля, как это было раньше, но и его максимальную мощность. Так, по новым правилам, льготы будут предусмотрены для электрокаров и гибридов мощностью менее 80 лошадиных сил, а для традиционных машин с ДВС — менее 160. Все, что выше, будет попадать под гигантские суммы утильсбора. Причем утильсбор для физлиц, которые ввозят автомобили мощностью более 160 сил для личных нужд, Минпромторг предлагает приравнять к коммерческим ставкам.

Сейчас для обычных россиян действуют следующие льготные ставки:
- за машину младше трех лет — 3,4 тысячи рублей;
- за автомобиль старше трех лет — 5,2 тысячи рублей.
Для сравнения, коммерческий утильсбор несоизмеримо выше. Например, для авто с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 литров он составляет 667 тысяч рублей, а если мотор больше, например, от 2,0 до 3,0 литров, то сумма достигает уже 1 875 400 рублей.
По оценкам Минпромторга, рост ставок позволит собрать в «казну» РФ дополнительно от 40 до 60 миллиардов рублей в год. Эти средства планируется направлять на дофинансирование программ поддержки спроса и стимулирование отечественного авторынка.
Как проект повлиял на авторынок
Новости о грядущем пересмотре утилизационного сбора вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Не дожидаясь повышения ставок, россияне рванули покупать автомобили. Так, всего за неделю число заказов на машины из Японии, Южной Кореи и Германии выросло почти на 300%.
Параллельный импорт автомобилей в Россию, в свою очередь, подскочил на 55%, а рост продаж в салонах дилеров — на 36%, сообщил директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
«Я уверенно могу сказать, что спрос на новые автомобили резко вырос в последние дни, когда инфоповод о новой формуле расчета утильсбора стал активно муссироваться в СМИ. Мы фиксируем увеличение контрактования на 36%, а в сегменте параллельного импорта — на 55%», — рассказал Иванов.

Кому придется доплатить за растаможку
Однако желание россиян «запрыгнуть в последний вагон» может обернуться для них настоящей катастрофой. Как пишут «Известия», многие граждане, оплатившие автомобили в сентябре, рискуют не успеть растаможить их до 1 ноября. А это автоматически приведет к дополнительным платежам в сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей — суммы, сопоставимые с ценой самой машины.
Так, семья из Новороссийска, купившая в сентябре Hyundai Custo за 2 миллиона рублей, может столкнуться с доплатой почти в миллион. Житель Иркутска, оформивший в конце августа Nissan Serena за 1,25 миллиона, рискует заплатить сверху еще 1,2 миллиона — практически двойная стоимость автомобиля.
«У меня нет денег, чтобы забрать машину — я потеряю и автомобиль, и деньги. Авто уже выкуплено, оно в транзите. Я потеряю миллион рублей и останусь ни с чем. Я нервничаю, ночами не сплю, всеми способами пытаюсь достучаться до властей и общественности, чтобы разрешить ситуацию», — рассказал он.

Неудивительно, что в Национальный автомобильный союз уже поступило тысячи жалоб от граждан, попавших в такую ситуацию. Вице-президент организации Антон Шапарин сообщил, что НАС направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой учесть интересы тех, кто заключил договоры до изменения правил. В Минпромторге же заявили, что сроки доставки машин были учтены при разработке проекта.
При этом, как говорят юристы, шансов оспорить доплату в суде нет. Обязанность по уплате утильсбора возникает не в момент покупки, а в момент ввоза машины на территорию России. То есть, даже если деньги давно ушли продавцу, государство все равно потребует пересчитать сбор по новым тарифам.
«На основании п. 3 ст. 24.1 закона "Об отходах производства и потребления" плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ. Соответственно, именно с ввозом транспортного средства на таможенную территорию закон связывает обязанность по расчету и уплате утилизационного сбора. Следовательно, дата заключения договора купли-продажи автомобиля не важна», — пояснил гендиректор Национальной юридической компании «Митра», член совета Международной ассоциации юристов и консультантов Юрий Мирзоев.
Что говорят эксперты
Разумеется, россияне крайне недовольны возможными изменениями утильсбора. Для многих это страшный удар по семейному бюджету, который может перечеркнуть долгие годы планирования. В НАС надеются, что окончательные ставки, предложенные Минпромторгом, в итоге откажутся ниже. Кроме того, союз собирается предложить ряд исключений, чтобы льготный утильсбор продолжил действовать.
В свою очередь, автоэксперт Андрей Ломанов предупреждает о последствиях не только для кошельков россиян, но и для всей отрасли: «Я надеюсь, что в ближайшее время изменения в утильсбор вносить не станут, потому что это будет тяжелым ударом для нашего автомобильного рынка на сегодняшний день. Возможен даже коллапс, потому что будет подорожание машин в разных сегментах. Если цены станут еще выше, то спрос очень серьезно сократится и аварийность на дорогах может начать расти».

В Госдуме также призвали отложить реформу утильсбора. Депутат Ярослав Нилов направил письмо министру промышленности и торговли Антону Алиханову с просьбой тщательно проанализировать последствия от повышения утильсбора.
«Радикальное изменение методики расчета взимаемого сбора негативно отразится не только непосредственно на цене автомобиля — за этим последует старение автопарка, расширение серого рынка б/у запчастей и комплектующих (что повысит прямую угрозу безопасности дорожного движения и показатели аварийности), а также неминуемый рост цен и на другие товары и услуги — в частности, на такси. К тому же, как показывают предварительные расчеты, ожидаемые размеры утилизационного сбора для ряда моделей уже превышают стоимость самого автомобиля, то есть станут, по сути, заградительными», — указано в документе.
По словам депутата, к нему продолжают поступать обращения от автовладельцев, которые «до сих пор пытаются разобраться еще с прошлогодним повышением суммы утильсбора». Новые ставки, по мнению Нилова, станут дополнительным ударом как по семейным бюджетам, так и по всему автомобильному рынку.