Как западный мир полюбил матча: эксперты пытаются объяснить популярность японского чая

Спрос на матча по всему миру продолжает расти, но так было не всегда.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Как западный мир полюбил матча: эксперты пытаются объяснить популярность японского чая
Unsplash
Содержание

Матча-мания шагает по миру

Каждую субботу у токийского заведения The Matcha Tokyo выстраиваются длинные очереди желающих насладиться зеленым напитком. Это модное минималистичное кафе пользуется популярностью из-за аутентичности: персонал здесь использует чугунные чайники и бамбуковые приборы, а также придерживается традиций тяною — японского способа приготовления чая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матча
Unsplash

Однако матча-мания, как это явление называют в медиа, охватила не только Японию, но и весь мир. Это всплеск не собирается утихать, а глобальный спрос на порошок в 2025 году поставил цепочки поставок под угрозу. Кроме того, реклама продукта (как и некоторых других) в социальных сетях стала причиной и экономических, и экологических проблем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня матча — привычный и неотъемлемый продукт в заведениях разных городов от Стокгольма до Мельбурна, от Москвы до Лос-Анджелеса. С 2019 года он постоянно присутствует в меню Starbucks, а с 2020-го — в Dunkin'. Это довольно стремительный рост популярности для напитка, к которому на Западе долго относились со скептицизмом.

Матча
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родина матча — совсем не Япония

Матча — это разновидность зеленого чая, при производстве которого молодые чайные листья измельчаются в порошок с помощью каменной мельницы. В отличие от других чаев, которые требуют заваривания и удаления листьев перед употреблением, порошок матча просто добавляют в горячую воду.

Кстати, на самом деле появился он в Китае, а в Японию попал примерно в 1250 году. Здесь с XVI века матча стал играть ключевую роль в церемонии тяною. Португальские миссионеры-иезуиты, жившие тогда в стране, писали о напитке, но лишь в XIX веке интерес к нему за пределами островов стал расти по-настоящему. В это время в Европе и Америке начали проводиться всемирные ярмарки и выставки, на которых разные страны демонстрировали свое искусство, изобретения и культуру перед огромной аудиторией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матча
Unsplash

Для развивающейся Японии такие масштабные международные мероприятия предоставляли большие возможности. В своих экспозициях представители страны часто демонстрировали тяною, а правительство и промышленники активно продвигали сорта местного зеленого чая, в том числе и матча.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Густой, как гороховый суп»

Хотя японский зеленый чай приобрел популярность в Америке XIX века, где его пили с молоком и сахаром, матча поначалу не соответствовал вкусам западного человека. В 1891 году американская журналистка и путешественница Элиза Рухама Скидмор описала напиток как «миску зеленой кашицы, более горькой, чем хинин». Богатая канадская туристка Кэтрин Скайлер Бакстер делилась своим опытом в 1895 году: «Напиток делается из измельченных листьев, зеленоватого цвета, густой, как гороховый суп, ароматный и не очень вкусный».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матча
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то же время канадская журналистка Хелен Э. Грегори-Флешер так описала японскую чайную церемонию для читателей Сан-Франциско: «Очень немногие европейцы могут пить его, не чувствуя себя очень несчастными. Во-первых, вкус у него неприятный, а во-вторых, он настолько крепкий, что, если все же удастся его проглотить, он им точно не понравится».

А вот графиня Анна де Монтейгу рассказала о чайной вечеринке, которую посетила на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году. Она описала вкус матча как «изысканный», но оставила своим американским читателям предупреждение: «Этот дорогой чай, употребляемый без сахара и сливок... неприятен на вкус непосвященных».

Матча
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постепенно Запад изучил церемонии

Существует два традиционных способа пить матча: заварить густой чай (койтя) и более жидкий напиток (усуча). К каждому варианту подаются сладости. Постепенно западные люди, долго живущие в Японии, глубже знакомились с церемониями и полюбили зеленый чай. Им потребовалось время, чтобы понять, что тяною — это практика, которая включает различные способы подачи матча. У нее есть разные школы, например, официальный чайный прием, называемый тядзи, может длиться до четырех часов вместе с трапезой из множества блюд (кайсэки).

Ученые не могут объяснить точные причины мирового бума матча последнего времени. Вероятно, на развитие тренда повлияло несколько факторов. Во-первых, это социальные сети, ведь ярко-зеленый напиток выглядит очень эстетично на фото. Во-вторых, внимание обращается на многочисленные предполагаемые полезные свойства матча, который часто называют суперфудом наряду с ягодами асаи и комбучей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матча
Unsplash

В-третьих, западные жители часто мифологизируют Японию как источник «древней мудрости». Это сопровождается увлеченностью японскими традициями, образом жизни и продуктами. Наконец, людей, по всей видимости, привлекает минималистская эстетика, связанная с тяною, которая перекликается с другими японскими традициями вроде икебаны и каллиграфии. Прада, сегодня большинство любителей матча не практикуют тяною, а порошок часто не заваривается, а добавляется в десерты или напитки вроде ванильного матча-латте.