Ждем запредельные скидки? Как в России пытаются спасти авторынок

Семьям с двумя детьми разрешили брать льготные автокредиты.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Ждем запредельные скидки? Как в России пытаются спасти авторынок
Freepik
Куда катится отечественный авторынок — в нашем материале.
Содержание

Что сейчас происходит на рынке

Уже несколько месяцев подряд наблюдается резкое падение продаж новых автомобилей. Согласно свежим данным агентства «АВТОСТАТ», в апреле текущего года было продано всего 102 107 новых легковых машин. Это на 25,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Такой спад заставляет бить тревогу всех участников рынка. Покупатели недовольны растущими ценами и винят дилеров, однако ситуация куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как рассказал Алексей Подщеколдин, возглавляющий Ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), один из самых больных ударов по отрасли нанесла высокая ключевая ставка, установленная на уровне 21%. Она сделала невыгодным не только производство и продажу автомобилей, но и деятельность большинства других бизнесов в стране.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, рынок сильно пострадал из-за сокращения программ автокредитования для частных лиц и лизинга для корпоративных клиентов. Финансовые инструменты, которые ранее обеспечивали значительную часть продаж, практически исчезли. Многие потенциальные покупатели оказались перед выбором: или брать на себя неподъемные обязательства, или вовсе отказаться от покупки.

Ситуация усугубилась валютными колебаниями и сложностями с международными расчетами. Вдобавок программа утилизации продукции автопрома не сработала и спровоцировала рост цен. Как итог, машины дорожали весь прошлый год, в то время как доходы населения и компаний демонстрировали более скромную динамику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что это значит для экономики страны

Если ситуация на автомобильном рынке не изменится, нас ждет падение, которое может затронуть все сегменты и обернуться снижением объемов продаж на 30% к концу года.

Сегодня объем автомобильного сектора в России оценивается почти в 20 триллионов рублей, из которых новые легковые машины составляют 5,7 триллиона рублей, новые грузовики — 1,4 триллиона. Львиную долю рынка занимают модели с пробегом: 9,3 триллиона рублей приходится на легковые и 1,7 триллиона — на грузовые автомобили. Помимо этого, немалый вклад вносят сервисные услуги и запчасти — 1,7 триллиона рублей.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С учетом текущей динамики рынок может недополучить минимум 6 триллионов рублей оборота, что, в свою очередь, отразится на госбюджете, лишив его около 1,5 триллиона рублей налоговых поступлений. В этом случае в автомобильной отрасли прогнозируется сокращение не менее 100 тысяч рабочих мест. Увольнения затронут работников автозаводов, дилеров, сервисных центров, логистических компаний и множество смежных областей.

Как спасти отечественный авторынок

Как вдохнуть жизнь в отечественный авторынок? Этот вопрос сегодня звучит все чаще, и кажется, что одно из решений уже на горизонте. Компания АВТОВАЗ активно обсуждает с Минпромторгом возможность введения прямых субсидий на покупку отечественных автомобилей. «Один из вариантов мер поддержки, который обсуждаем, — это прямые субсидии автопроизводителям, которые будут транслироваться в скидки покупателям»,сообщил вице-президент компании Сергей Громак на круглом столе в Совете Федерации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

По его словам, речь идет о такой форме поддержки, при которой субсидии поступают напрямую автопроизводителям, а те, в свою очередь, снижают цены для покупателей. Принципиально важно, что этот механизм подразумевает именно прямую скидку от автопроизводителей без условий кредитования или лизинга.

Параллельно с этим правительство уже делает конкретные шаги. С 26 мая 2025 года участниками программы льготного автокредитования могут стать не только многодетные семьи, но и родители, воспитывающие двоих детей. Это решение было принято по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова. В обновленной версии подпрограммы «Семейный автомобиль» скидка составляет 10% от стоимости транспорта.

Цены растут, а работать некому: как экономическое чудо России превратилось в проблему

Скрытые поломки и потеря денег: как не нарваться на мошенников, продающих автомобили из-за рубежа

Названы лучшие автомобили 2025 года: россияне выбирают их чаще всего

Что ждет рынок летом 2025

Это лето обещает быть напряженным для финансового сектора и автомобильного рынка в том числе — уже 6 июня состоится заседание Центробанка по ключевой ставке. В апреле регулятор сохранил ее на рекордно высоком уровне в 21% годовых, и уже полгода она держится именно на этой отметке. Интересно, что, комментируя свое решение после последнего собрания, Центробанк убрал из релиза прежнюю формулировку о возможном повышении ставки в будущем, которую неоднократно использовал ранее. Некоторые эксперты восприняли это как намек на возможное смягчение монетарной политики, и поэтому допускают, что уже в июне ставка может пойти вниз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Важно учитывать, что ключевая ставка не является основным блокером потребительского спроса. И даже ее снижение на 1–2 процентных пункта едва ли сможет значительно повлиять на продажи новых автомобилей», объяснил руководитель продаж «еКредит» Никита Марголин. По его мнению, рынок останется под давлением, и автодилерам все еще придется экономить и сокращать запасы машин, чтобы минимизировать убытки в текущих условиях.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же ситуацию осложняют колебания курса рубля. По словам Марголина, покупатели выжидают и надеются на снижение цен. Кроме этого, сыграли свою роль и высокие ставки по банковским вкладам — россияне накопили рекордные суммы, что, в свою очередь, также способствуют формированию отложенного спроса.

И хотя апрель принес небольшое оживление в кредитных продажах новых автомобилей по сравнению с провальным мартом, до настоящего восстановления, конечно, отрасли еще далеко. Склады дилеров по-прежнему забиты, и разгрузить их вряд ли удастся без серьезных перемен. Однако все же снижение ключевой ставки могло бы стать первой ласточкой — бизнес уже давно ждет этого шага, и если он будет сделан, можно надеяться на постепенный выход из кризиса.