Уже несколько месяцев подряд наблюдается резкое падение продаж новых автомобилей. Согласно свежим данным агентства «АВТОСТАТ», в апреле текущего года было продано всего 102 107 новых легковых машин. Это на 25,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Такой спад заставляет бить тревогу всех участников рынка. Покупатели недовольны растущими ценами и винят дилеров, однако ситуация куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Ждем запредельные скидки? Как в России пытаются спасти авторынок

Что сейчас происходит на рынке
Как рассказал Алексей Подщеколдин, возглавляющий Ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), один из самых больных ударов по отрасли нанесла высокая ключевая ставка, установленная на уровне 21%. Она сделала невыгодным не только производство и продажу автомобилей, но и деятельность большинства других бизнесов в стране.

Кроме того, рынок сильно пострадал из-за сокращения программ автокредитования для частных лиц и лизинга для корпоративных клиентов. Финансовые инструменты, которые ранее обеспечивали значительную часть продаж, практически исчезли. Многие потенциальные покупатели оказались перед выбором: или брать на себя неподъемные обязательства, или вовсе отказаться от покупки.
Ситуация усугубилась валютными колебаниями и сложностями с международными расчетами. Вдобавок программа утилизации продукции автопрома не сработала и спровоцировала рост цен. Как итог, машины дорожали весь прошлый год, в то время как доходы населения и компаний демонстрировали более скромную динамику.
Что это значит для экономики страны
Если ситуация на автомобильном рынке не изменится, нас ждет падение, которое может затронуть все сегменты и обернуться снижением объемов продаж на 30% к концу года.
Сегодня объем автомобильного сектора в России оценивается почти в 20 триллионов рублей, из которых новые легковые машины составляют 5,7 триллиона рублей, новые грузовики — 1,4 триллиона. Львиную долю рынка занимают модели с пробегом: 9,3 триллиона рублей приходится на легковые и 1,7 триллиона — на грузовые автомобили. Помимо этого, немалый вклад вносят сервисные услуги и запчасти — 1,7 триллиона рублей.

С учетом текущей динамики рынок может недополучить минимум 6 триллионов рублей оборота, что, в свою очередь, отразится на госбюджете, лишив его около 1,5 триллиона рублей налоговых поступлений. В этом случае в автомобильной отрасли прогнозируется сокращение не менее 100 тысяч рабочих мест. Увольнения затронут работников автозаводов, дилеров, сервисных центров, логистических компаний и множество смежных областей.
Как спасти отечественный авторынок
Как вдохнуть жизнь в отечественный авторынок? Этот вопрос сегодня звучит все чаще, и кажется, что одно из решений уже на горизонте. Компания АВТОВАЗ активно обсуждает с Минпромторгом возможность введения прямых субсидий на покупку отечественных автомобилей. «Один из вариантов мер поддержки, который обсуждаем, — это прямые субсидии автопроизводителям, которые будут транслироваться в скидки покупателям», — сообщил вице-президент компании Сергей Громак на круглом столе в Совете Федерации.

По его словам, речь идет о такой форме поддержки, при которой субсидии поступают напрямую автопроизводителям, а те, в свою очередь, снижают цены для покупателей. Принципиально важно, что этот механизм подразумевает именно прямую скидку от автопроизводителей без условий кредитования или лизинга.
Параллельно с этим правительство уже делает конкретные шаги. С 26 мая 2025 года участниками программы льготного автокредитования могут стать не только многодетные семьи, но и родители, воспитывающие двоих детей. Это решение было принято по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова. В обновленной версии подпрограммы «Семейный автомобиль» скидка составляет 10% от стоимости транспорта.
Что ждет рынок летом 2025
Это лето обещает быть напряженным для финансового сектора и автомобильного рынка в том числе — уже 6 июня состоится заседание Центробанка по ключевой ставке. В апреле регулятор сохранил ее на рекордно высоком уровне в 21% годовых, и уже полгода она держится именно на этой отметке. Интересно, что, комментируя свое решение после последнего собрания, Центробанк убрал из релиза прежнюю формулировку о возможном повышении ставки в будущем, которую неоднократно использовал ранее. Некоторые эксперты восприняли это как намек на возможное смягчение монетарной политики, и поэтому допускают, что уже в июне ставка может пойти вниз.
«Важно учитывать, что ключевая ставка не является основным блокером потребительского спроса. И даже ее снижение на 1–2 процентных пункта едва ли сможет значительно повлиять на продажи новых автомобилей», — объяснил руководитель продаж «еКредит» Никита Марголин. По его мнению, рынок останется под давлением, и автодилерам все еще придется экономить и сокращать запасы машин, чтобы минимизировать убытки в текущих условиях.

К тому же ситуацию осложняют колебания курса рубля. По словам Марголина, покупатели выжидают и надеются на снижение цен. Кроме этого, сыграли свою роль и высокие ставки по банковским вкладам — россияне накопили рекордные суммы, что, в свою очередь, также способствуют формированию отложенного спроса.
И хотя апрель принес небольшое оживление в кредитных продажах новых автомобилей по сравнению с провальным мартом, до настоящего восстановления, конечно, отрасли еще далеко. Склады дилеров по-прежнему забиты, и разгрузить их вряд ли удастся без серьезных перемен. Однако все же снижение ключевой ставки могло бы стать первой ласточкой — бизнес уже давно ждет этого шага, и если он будет сделан, можно надеяться на постепенный выход из кризиса.