Когда в 2018 году в Москве торжественно запустили «Делисамокат», казалось, что нас ждет новый удобный способ передвижения. Уже через год кикшеринг добрался до Петербурга, а затем и до других крупных городов. Спустя несколько лет электросамокаты и вовсе оккупировали наши улицы. Только в столице в начале этого сезона было совершено более 35 миллионов поездок.
Хватит это терпеть: нужно ли запретить электросамокаты в России?

Почему электросамокаты ненавидят в России
Однако вместе с удобством самокаты принесли в жизнь горожан хаос. По данным МВД, только за прошлый год число погибших в ДТП с участием СИМ выросло более чем на 25%. Это тревожная статистика, за которой стоят реальные жизни и судьбы.

Согласно опросу ВФокусе Mail, почти 75% россиян выступают против их присутствия в городском пространстве. Электросамокаты в глазах большинства превратились из символа прогресса в источник угрозы. Они мешают пешеходам, создают аварийные ситуации, разъезжают по тротуарам на бешеной скорости. Показательно, что поддержку кикшерингу выразили всего около 11% опрошенных. Остальные устали терпеть. И, похоже, вопрос уже не в регулировании, а в том, не пора ли вовсе запретить такой способ передвижения?
В каких городах запретили электросамокаты
Так, пока в одних городах думают, как ужиться с электросамокатами, Благовещенск просто взял и запретил их. Не так давно муниципалитеты региона получили право вводить полный запрет на использование СИМ — и Благовещенск им воспользовался. Теперь езда или парковка СИМ наказывается штрафом до 5 тысяч рублей для граждан и до 150 тысяч — для компаний.

Городские власти долго пытались договориться с операторами электросамокатов. Были встречи, обсуждения, обещания — и никакого результата. Мэр Благовещенска Олег Имамеев не скрывает разочарования: «К сожалению, подавляющее большинство воспринимают эти устройства не как средство передвижения, а как игрушку, игнорируя правила безопасности. Результат — травмы пешеходов, аварийные ситуации и сотни жалоб от жителей. Безопасность людей — наш приоритет, поэтому сегодняшний запрет — вынужденная, но необходимая мера».
Благовещенск стал первым городом в России, который решился на столь жесткие меры. Спустя всего пару дней запрет на аренду самокатов был введен в Елабуге, Набережных Челнах и сразу в двух городах Ставропольского края — Солнечнодольске и Изобильном. Причины везде одни и те же: аварии, травмы и жалобы людей. Только в Амурской области с начала года произошло семь ДТП с участием самокатов. Пять из этих инцидентов случились именно в Благовещенске.

Могут ли запретить по всей стране
Могут ли электросамокаты исчезнуть с улиц всех российских городов? Вполне возможно, считает научный руководитель Института экономики транспорта и исследований транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, все зависит от настроений в конкретных регионах: если общественность будет достаточно настойчива, а число противников СИМ превысит количество их сторонников — местные власти могут последовать примеру Благовещенска и других городов.
«На мой взгляд, единственный способ обезопасить всех участников дорожного движения — действительно запретить использовать СИМ в городе, перенести его в парки, на стадионы, специально оборудованные территории. Такой транспорт – популярная вещь, но для развлечения, спорта, отдыха. Электросамокат не предмет регулярной городской мобильности», — считает эксперт.

Тем не менее, говорить о запрете на федеральном уровне пока рано. В Госдуме такую возможность исключили. Первый зампред комитета по транспорту Павел Федяев уверен: у регионов и так достаточно полномочий, чтобы вводить любые ограничения — от медленных зон до полного прекращения эксплуатации.
Однако большинство крупных городов выбрали другой путь. Как отмечает главный редактор издания Truesharing Полина Волкова, на федеральном уровне сейчас идет работа над интеграцией СИМ в транспортную систему. Минтранс подготовил «дорожную карту» для регионов, в которой делается ставка на развитие инфраструктуры для таких устройств.
«Вся статистика ДТП от ГИБДД говорит одно: более 70% аварий происходит на пересечении потоков, то есть там, где самокаты и другие СИМ должны быть отделены от пешеходов. Страдают в подавляющем большинстве случаев сами водители. Средства индивидуальной мобильности — это транспорт. Почти 90% поездок, по данным сервисов аренды, транспортные. <...> Запрет — это минус мобильность для граждан, просто взяли и запретили вид транспорта. Представьте, завтра запретят автобусы, я как-то так это воспринимаю», — говорит Волкова.

Что же происходит в других странах? Практика разная, но общий вектор один — ужесточение правил. Так, в Париже с 2023 года аренда электросамокатов запрещена. В Японии же самокат и вовсе приравнен к мопеду: для езды нужны права, регистрация, а сам транспорт должен быть оборудован поворотниками, стоп-сигналами, зеркалом заднего вида. Без шлема выезжать запрещено. Кататься можно только по дорогам общего пользования.
В целом, мировая практика показывает: правила могут быть разными, но приоритет везде один — безопасность. Там, где самокатчики не хотят соблюдать нормы, СИМ просто исчезают с улиц. Россия пока колеблется между двумя подходами: одни города идут по пути регулирования, другие — сразу перекрывают кислород. Какой вариант окажется более жизнеспособным — покажет время. Но ясно одно: если самокаты продолжат летать по тротуарам, пугать пешеходов и игнорировать все ограничения, то рано или поздно их начнут запрещать и в остальных регионах страны.