По данным Центра стратегических разработок, за год россияне совершают около 14 миллиардов поездок на общественном транспорте — из них 3 миллиарда приходятся именно на такси.
Готовим кошельки: почему такси скоро станет роскошью

Средний чек на такси сегодня
«Половина населения страны используют такси. В среднем один пассажир совершает 48 поездок за год. По итогам 2025 года мы ожидаем 70 миллионов уникальных поездок в такси, то есть тех, кто совершил хотя бы одну поездку», — рассказала замруководителя Центра стратегических разработок Татьяна Горовая.
Средний чек за поездку в 2025-м уже превысил 500 рублей, а к концу года, по прогнозам, может достичь 520 рублей. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга стоимость ниже — около 410 рублей. При этом 90% всех заказов приходятся на города, а подавляющее большинство пассажиров (до 99%) выбирают тариф «эконом». Даже в столицах доля поездок по этому тарифу достигает 95%.
Особенно тревожит экспертов то, что стоимость поездок растет быстрее, чем инфляция. По словам Горовой, сейчас темпы подорожания такси опережают инфляцию примерно на 5–9%.

Что изменится с 2026 года
С 1 марта 2026 года для таксомоторных служб в России начнется новая эпоха. Вступят в силу жесткие правила, определяющие, какие автомобили смогут официально работать в сфере перевозок. Теперь «желтые» машины должны быть не просто комфортными и безопасными, но и максимально «сделанными в России».
По новому закону, чтобы получить допуск к работе в такси, автомобиль должен соответствовать одному из двух условий:
- набрать не менее 3200 баллов локализации — это минимальный порог для участия в госзакупках,
- либо быть выпущенным в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Автомобили, выпущенные по более поздним СПИК, смогут попасть в реестр только по решению правительства.
К 2033 году единственным пропуском в реестр будет достаточный уровень локализации автомобиля. С января 2027 года минимальный порог составит 3500 баллов, а с 2028 года — уже 3700. Как объяснили эксперты, баллы начисляются за производство транспорта на российских заводах и использование отечественных комплектующих. Например, 400 баллов за сварку кузова, 500 — за окраску, 200 — за использование отечественного металла в объеме не менее 70% от массы кузова.
Тем, чьи автомобили зарегистрированы в реестре такси до 1 марта 2026 года, можно пока выдохнуть — новые правила на них не распространяются.

Такси каких марок будут возить россиян?
В начале октября Министерство промышленности и торговли РФ представило предварительный список машин, которые смогут работать в такси после вступления закона в силу. В нем более 20 моделей от шести российских производителей, таких как Lada, УАЗ, возрожденный «Москвич», а также автомобили брендов Sollers, Evolute и Voyah. Список включает седаны, кроссоверы, внедорожники и семиместные машины, как с бензиновыми, так и с гибридными и электрическими двигателями.
Среди разрешенных моделей — Lada Granta, Vesta, Largus, Niva Legend и Niva Travel, Iskra, Aura, внедорожники УАЗ Patriot и Hunter, минивэн Sollers SP7, электромобили Evolute I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space, а также модели Voyah (Free, Dream, Passion) и «Москвич» (3, 3е, 6, 8).
Минпромторг уточняет, что перечень опубликован заранее, чтобы у бизнеса было достаточно времени на обновление автопарка. В будущем список будет пополняться.
Что ждет пассажиров
Эксперты предупреждают: закон о локализации неизбежно повлияет на стоимость поездок в такси. По их прогнозам, цены в крупных городах могут вырасти на 20–35% уже к 2026–2027 годам. Так, поездка на 10 километров в Москве, которая сегодня стоит 900–950 рублей, может подорожать до 1100–1250 рублей. Кроме этого, увеличится и время ожидания машины. В основном это коснется средних и малых городов, где большую часть перевозок выполняют самозанятые водители.
Впрочем, резкого скачка цен еще можно избежать, если власти прислушаются к бизнесу. По словам председателя союза «Цифровой мир» Валерия Корнеева, промышленники и предприниматели направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой расширить перечень автомобилей, разрешенных для работы в такси.
«Стоимость поездок в легальном такси, несомненно, будет расти еще более ускоренными темпами из-за этого закона. Машин станет меньше, а где дефицит — там и рост цен. Если правительство все же учтет предложения бизнеса, то рост стоимости легального такси будет более медленным. Однако такая вероятность минимальна», — считает Корнеев.
Необходимость расширить список автомобилей поддерживает и автоэксперт Артем Зайцев. По его словам, россияне в будущем рискуют пересесть с кареты на телегу.

Еще одним побочным эффектом нового закона эксперты называют дефицит водителей. По данным РСПП, отрасль может потерять до 200 тысяч специалистов, или около 20% от общего числа шоферов таксопарков страны. Водители на личных автомобилях, которые раньше работали в сегменте «Комфорт», рискуют полностью лишиться возможности зарабатывать. Это, в свою очередь, приведет к росту числа «бомбил», которые не будут соблюдать новые ограничения, а про лояльность цен и вовсе придется забыть. Минпромторг только готовит нормативную базу для реализации закона, но уже сейчас очевидно, что новые правила больно ударят и по водителям, и по рядовым пассажирам.
