Как не стать жертвой маркетинговых уловок: 5 слов-ловушек на упаковке, на которые мы ведемся

Каждый день мы делаем выбор в пользу того или иного продукта, руководствуясь, в том числе, информацией на упаковке. Но стоит ли всему верить на слово? Производители не устают изобретать новые способы, как убедить нас в покупке, и при этом не всегда идут на прямолинейное обманывание. Разбираемся, какие слова-ловушки на упаковке могут ввести вас в заблуждение и на что стоит обратить внимание перед тем, как положить товар в корзину.
Как не стать жертвой маркетинговых уловок: 5 слов-ловушек на упаковке, на которые мы ведемся
pexels.com

«Живой»

Производители не скупятся в использовании этого «оживляющего» прилагательного. На самом деле этого термина в нормативной документации для пищевой продукции, действующей в России, не существует. При этом запрета на такую надпись тоже нет: термин «живой» по факту не искажает информацию о продукте, однако по-настоящему живого кваса не существует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Органический»

Согласно ГОСТу «органическим» считается тот пищевой продукт, который получен из сырья растительного или животного происхождения, выращенного в зонах органического производства, т. е. в условиях, не наносящих вреда экологии и здоровью человека.

Называя продукцию «органической», производитель обязан гарантировать, что она была создана без применения антибиотиков, стимуляторов роста, химический удобрений и других токсичных веществ.

В России эти положения регламентированы ГОСТом 56508/2015. За рубежом органическая продукция отмечена надписью Organic и соответствующим логотипом на упаковке.

Если производитель не может представить документы, подтверждающие экологичность производства на всех этапах и самой продукции – значит, он не имеет права размещать надпись «органический» на своих товарах. Но не станет же покупатель требовать доказательные документы у продавцов магазина, заметив термин на упаковке? На то и расчет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда лишь на входной контроль крупных сетевых супермаркетов – по регламенту они обязаны проверять наличие сертификатов, подтверждающих правдивость сведений на этикетке.

«Диетический»

Использование этого термина – еще одна маркетинговая уловка производителей, считают специалисты Роскачества. Слово «диетический» вызывает у покупателя ассоциации с похудением. При этом сам товар, чаще всего, к категории диетических продуктов (предназначенных для питания людей с определенными заболеваниями), не относится.

Состав диетических продуктов должен соответствовать регламенту Таможенного союза и строгим правилам маркировки. Такая продукция должна стоять отдельно от других товаров.

На этикетке к товару производитель обязан указать:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • информацию о составе по убыванию количества ингредиентов, назначении и условиях применения;
  • сведения о пищевой ценности (количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, микро- и макроэлементов с процентным содержанием от суточной нормы);
  • способы и условия приготовления блюд (если это концентрат или полуфабрикат);
  • противопоказания;
  • условия хранения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если такая дополнительная информация отсутствует – скорее всего, вас вводят в заблуждение.

«Фермерский»

Слово модное и привлекательное для покупателя, но такое же бессмысленное, как и «живой», считают в Роскачестве. Определение «фермерский» может означать только место происхождения сырья, т. е. ферму – на свойства и качество товара надпись никак не влияет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Без ГМО»

По заявлению экспертов, в России практически нет генно-модифицированной продукции, т. к. ее производство запрещено законодательно с 4 июля 2016 года – а, значит, продать товары с ГМО крайне трудно.

Согласно действующим нормам Таможенного союза, производитель обязан информировать покупателей соответствующими надписями на упаковке, даже если один компонент продукта содержит хотя бы 0,9% генно-модифицированных организмов.

И напротив, если торговая марка заявляет об отсутствии ГМО в своей продукции, она должна подтвердить этот факт документально – и не единожды, а каждый раз, когда предприятие проходит проверку со стороны инспектирующих организаций. Как видите, все строго.

На эту тему:

Фото: Getty images