Что такое «цифровая маскулинность»: из-за нее мальчики чаще сталкиваются с одиночеством и низкой самооценкой

Ученые опросили более 1000 подростков, чтобы узнать, как онлайн-контент влияет на их жизнь.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Что такое «цифровая маскулинность»: из-за нее мальчики чаще сталкиваются с одиночеством и низкой самооценкой
GettyImages
Содержание

Токсичный контент повсюду

И без сериала «Переходный возраст» многие родители опасаются за своих сыновей, проводящих много времени в интернете. Чаще всего они говорят о влиянии откровенного контента и потенциальном секс-шантаже. Однако ученые считают, что наиболее разрушительное воздействие на мальчиков-подростков оказывает так называемая цифровая маскулинность. Речь идет о зарабатывании денег, наращивании мышечной массы, использовании оружия и привлечении женщин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследование, опубликованное компанией Common Sense Media, показало, что большинство мальчиков регулярно видят этот тип контента, а подвергающиеся наибольшему его воздействию с высокой вероятностью будут испытывать одиночество и иметь низкую самооценку. В опросе участвовали более тысячи подростков в возрасте от 11 до 17 лет.

По словам Майкла Робба, который руководил исследованием, онлайн-среда формирует чувство идентичности и мужественности. Мальчики задаются важными вопросами: «Кто я? Где мое место?». Они переживают множество изменений, пытаются вписаться в общество и получить признание. Увы, большинству из них даже не приходится искать токсичный контент, он повсюду.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой контент видят подростки

Исследование показало, что 73% мальчиков регулярно подвергаются воздействию контента, связанного с мужественностью, включая тот, что касается денег, фитнеса, свиданий, азартных игр и драк. Каждый четвертый сообщил о высоком уровне воздействия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще 69% рассказали, что регулярно сталкиваются с контентом, который пропагандирует «проблемные» гендерные стереотипы, в том числе о том, что к мальчикам и мужчинам относятся несправедливо. Они постоянно видят информацию о том, что девочки и женщины должны заботиться о доме и семье; что они используют свою внешность, чтобы получить желаемое; хотят вступать в отношения только с определенными типами парней: высокими, богатыми и привлекательными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контент и чувство неполноценности

Опрос также выявил, что 91% мальчиков сталкивались с контентом, посвященным внешности. Каждый четвертый заявил, что эти сообщения заставили их почувствовать необходимость изменить свою внешность.

GettyImages

Майкл Робб говорит, что большинство таких сообщений сосредоточены на мускулатуре, моде, важности высокого роста, чистой кожи или красивой линии подбородка. «Это поразительно, потому что некоторые из этих вещей никогда не появятся в лентах родителей, но их сыновья буквально завалены подобными сообщениями... Эти вещи со временем могут действительно создать несправедливое давление, заставляя их подчинять тела определенным требованиям», — отметил эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одиночество и низкая самооценка

Исследование также показало, что мальчики, которые больше видят контент, пронизанный мужественностью, чаще сообщают об одиночестве. Однако, отмечают авторы работы, природа этой корреляции не совсем ясна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство опрошенных сообщили о здоровой самооценке. Однако те, кто был в высокой степени подвержен воздействию цифровой маскулинности, чаще говорили, что испытывают трудности. Из них 14% заявили о низкой самооценке. Они также чаще говорили, что чувствуют себя «иногда бесполезными» — 39%; думают, что они «никчемные», — 34%.

Кроме того, мальчики, подвергавшиеся наибольшему воздействию, значительно чаще подавляли собственные эмоции или избегали уязвимости. Они сообщили, что отдавали приоритет заботливому поведению, например, дружелюбию даже к тем, кто был с ними недоброжелателен. Часто они ставили потребности других выше своих и заботились об их чувствах больше, чем о своих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подростки
Freepik

Авторитет создателей контента

Эксперты отмечают, что интернет-инфлюенсеры стали более значимым источником руководства и эмоциональной поддержки для мальчиков-подростков. Это заметный сдвиг между поколениями, поскольку предыдущие в качестве источников мужских ролевых моделей полагались на родственников, членов своего сообщества или традиционные СМИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Впечатляет, что 60% опрошенных мальчиков считают авторов контента вдохновляющими, а более половины говорят, что получили практические советы, которые были им полезны. Я бы не сказал, что это обязательно тревожно, потому что не все инфлюенсеры негативны или несут плохие послания. Однако это стоит отметить, поскольку это еще один фактор влияния через телефон ребенка, о котором родители могут даже не подозревать», — подчеркнул Майкл Робб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мальчики и культура инцелов

Робб также отметил, что, несмотря на распространенную обеспокоенность по поводу женоненавистников и обиженных мужчин, лишь 12% опрошенных сообщили, что видели контент о несправедливом отношении к мальчикам по сравнению с девочками. Это немало, но это также говорит, что подобные сообщения могут быть не столь распространенными, как опасаются многие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подростки
Freepik

«Не так много детей слышали слово "инцел", как я ожидал, — подчеркнул эксперт. — Мы спрашивали об "альфа-самцах", "бета-самцах", "красной таблетке" и "синей таблетке". Как оказалось, про "альф" и "бет" подростки слышали чаще, чем об "инцелах" и "красной таблетке". Лишь 16% опрошенных были знакомы с термином "инцел" или "недобровольный целибат".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальные связи и родители

Мальчики, у которых было больше связей в реальном мире, включая родителей, друзей, братьев и сестер, сообщали о лучшем психическом здоровье и самооценке. Они способны лучше ориентироваться в цифровом пространстве, не впитывая вредоносные послания о маскулинности.

Опрос показал, что, сталкиваясь со сложными ситуациями, мальчики в первую очередь обращаются к родителям (79%), затем к друзьям (54%) и братьям и сестрам (38%). Однако те, кто имеет высокую степень подверженности цифровой маскулинности, делают это реже.

Укрепление отношений в семье — мощный защитный барьер, говорит Майкл Робб. Детям нужны взрослые, которым они доверяют и которые могут «показывать пример выражения чувств и эмоций». Мальчики должны видеть весь спектр реакций, присущих взрослым мужчинам. В первую очередь, советует эксперт родителям, следует открыто обсуждать разные темы, открыто и без осуждения.