В гипермаркеты ездят целыми семьями, отводят под это выходные: очумевшие дети, перепачканные шоколадом и мороженым, крепко сжимают в руках игрушки из пластика, озабоченные женские лица мелькают между полками, плотные тела мужчин обтянуты спортивными костюмами, в карманах побрякивают ключи от корейского универсала этак 2010 года выпуска — устойчивая основа социальной ячейки. Ежедневно через торговые залы проходят сотни тысяч таких семей, при этом не подозревая, что находятся на грани тяжелого психического расстройства.
Скрытая угроза шопинга: как не превратить поездки в супермаркет в пагубную страсть

Гипермаркеты образовали вокруг наших городов круговую линию помощнее Маннергейма и даже Великой Китайской стены. Они затягивают в себя всех, кто, может быть, и имел благородную цель попасть в театр или съездить на кладбище, да не удержался перед соблазном — заскочить на секундочку, купить только влажные салфетки с ароматом хвои. Ожидать такого человека на улице бессмысленно. Отправляйтесь домой — ваш спутник вернется лишь к вечеру: нагруженный под завязку десятком пакетов, злющий и совершенно без сил. Таковы признаки тяжелейшего стресса, который все мы получаем после похода в гипермаркет.
Стадии приобретения молломании
- Когнитивный диссонанс: противоречие между необходимостью и желанием.
- Парадокс Розенберга: люди испытывают наибольшее удовольствие, покупая то, что им на самом деле не очень нужно.
- Шопингомания: зависимость сродни наркотической, которая выражается в навязчивом желании покупать вещи и обладать рекламируемым объектом.
- Молломания: высшая ступень шопингомании, когда желанию покупать подчиняется вся остальная жизнь.
Схема приобретения стресса
Шопинг — это в любом случае стресс, но шопинг в гипермаркете — это стресс самый тяжелый, системный, который невозможно быстро снять. Рядом с гипермаркетом обычно не бывает милых кафе, где можно пропустить стаканчик и поболтать, там нет театров, там нет, наконец, красивых домов или радующих глаз парочек на бульварах. Там нет скверов, поэтому на зелень можно полюбоваться только в овощном отделе.
Известно, что кроме маркетологов, НЛП-программистов, рекламистов и психологов над организацией и оборудованием моллов работают специалисты по так называемому черному фэншуй. Они оборудуют пространство таким образом, чтобы человек не мог оттуда легко выбраться и проводил там как можно больше времени. И вот что его подстерегает:
- пробки на подъезде и проблемы с парковкой;
- очередь на упаковку сумок в пакеты;
- тяжелый шумовой стресс;
- риск падения товара из-под потолка на голову;
- стресс от пребывания в толпе;
- истерия приобретения ненужных дешевых товаров;
- интоксикация и аллергия от запахов;
- переохлаждение в мясном и молочном рядах;
- стресс потери близкого человека (имеется в виду потеря в толчее и муторные созвоны с криками «Ты где??? Я у стенда с унитазами!»);
- очередь в кассу;
- неожиданно высокие расходы;
- неправильное питание фастфудом в ресторанном дворике.
Со временем люди, снимающие стресс в моллах, вполне могут присоединиться к огромной группе психически нездоровых людей, страдающих синдромом компульсивного шопинга — это заболевание не легче страсти к азартным играм. Для лечения требуются месяцы медикаментозной терапии. Самый известный исследователь феномена гипермаркетов — американец Джеймс Твитчелл. Он написал большой и очень умный труд «Введи меня в искушение». Цивилизацию гипермаркетов он называет там Моллкондо. Твитчелл выделяет следующие побочные расстройства от частого посещения шопинг-моллов.
Лейбломания
Зависимость от разрекламированных брендов. Невозможность для человека покупать либо использовать нечто без бренда.
Постшопинговая печаль
Состояние, близкое к депрессии, выражается в апатии, связанной с приобретением вожделенной вещи и утратой мотивации.
Гаджет-аддикция
Страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 90% случаев ненужных.
Сейломания
Известное расстройство, выражающееся в болезненном желании купить вещь на распродаже. На почве сейломании зафиксированы случаи убийств.
Стыд расточительства
Это когда, накупив массу ненужного и потратив кучу денег, вы вспоминаете о бедствующей бабушке или голодающих детях, не можете уснуть и обещаете себе стать аскетом с понедельника.
Джанкфуд-аддикция
Навязчивое желание поесть в сети ресторанов быстрого питания.
Синдром рассеянного внимания
Приобретается детьми из-за чрезмерного скопления возбуждающих источников визуальной информации.
Одна из главных причин гипермании — потребность повысить самооценку. Многие пациенты утверждают, что присутствие среди такого количества товаров и осознание возможности их приобрести серьезно помогали им поднять самоуважение. Пытаясь подчинить нас себе, гипермаркеты используют основные конфликты человеческих свойств: расчетливость — расточительство, практичность — недальновидность, хлеб — зрелища, скромность — вульгарность и т.д. Простой пример: женщина покупает в кондитерском отделе высококалорийный торт, а в соседнем отделе — вибромассажер для похудения.
Из медицинской практики: Анна С., 35 лет, домохозяйка.
Диагноз: обсессивно-компульсивный синдром.
Ежедневное посещение гипермаркета. Иногда в течение шести часов. Еженедельные траты — до 30 000 рублей. Ограничение бюджета мужем не помогало — Анна влезала в долги. Обычная психотерапия также не помогла. «Даже когда умом я понимала, что мне это не нужно, я ничего не могла с собой поделать. Руки сами бросали вещь в корзину», — говорит Анна.
Расстройство удалось вылечить после четырех месяцев терапии антидепрессантами, на которые ушли все оставшиеся накопления. Только после этого Анна смогла выходить из магазина с пустыми руками.
Молл-культура
Вот что с нами произойдет в недалеком будущем, если строительство и посещаемость гипермаркетов не пойдет на убыль.
1. Город строится вокруг молла, конечные остановки и транспортные развязки располагаются неподалеку. Главная площадь называется Гиперплатц, на куполе главного здания — фигура бога торговли с большой потребительской корзиной в руке, названного именем самого известного молла в округе. Все поездки человек совершает только от дома до молла и обратно. Престижность приближенных к моллу районов неизменно повышается.
2. Молл становится единственным местом социальной активности. Туда переезжают не только кинотеатры, но и театры, оперы, музеи, библиотеки и храмы. Рабочую неделю делают двухдневной — все остальное время люди заняты покупками. Вводится восьмичасовой потребительский день. Перед началом дня детей отдают в детский сад при молле. Там же в начальной и средней школе их учат покупать и продавать. Первыми словами, которые произносят дети, становятся «взвесь» и «купи».
3. По воскресеньям проходят красочные службы в молл-храме, который состоит из множества клиросов в виде отделов гипермаркета. Люди поют гимны богу Ашану, богине домашнего уюта Икее, мужскому богу Дюрексу, детскому Чико, богу еды Маку и другим. Клептоманы приравниваются к лику святых за готовность жертвовать свободой ради товаров из молла.
4. Под новые потребности перестраивается и анатомия — в молле человек начинает лучше видеть и острее чувствовать. В подвальных этажах устанавливаются специальные кабинки для посетителей, которые испытывают половое возбуждение от приобретенного товара и не в силах терпеть до дома.
Прочтите перед выездом в гипермаркет!
- Перед началом похода обязательно поешьте.
- Воздержитесь от кофе, попкорна и фастфуда в гипермаркете.
- Составьте список нужных товаров и неукоснительно следуйте ему.
- Ограничьте себя во времени, потраченном на покупки. Разделите поездки в молл на несколько частей по чуть-чуть.
- Обязательно возьмите гид по гипермаркету.
- Не ходите за покупками в плохом настроении или при недостатке времени.
- Отмерьте бюджет и не вылезайте за него.
- После шопинга — сразу в душ, а потом в парк или театр. Имейте в виду: 90% шопоголиков — женщины, так что следите за своей подругой.