Чашка на вес золота: почему кофе продолжает дорожать и уже никогда не подешевеет?

Торговые войны между странами, изменение климата и геополитика сокращают предложение на рынке.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Чашка на вес золота: почему кофе продолжает дорожать и уже никогда не подешевеет?
Unsplash
Содержание

В США кофе уже подорожал вдвое

В 2025 году для любителей кофе в США напиток стал уже очень дорогим, и ситуация вряд ли изменится. Это стало одной из причин, по которой сеть Starbucks, пытаясь оптимизировать расходы, объявила о сокращении рабочих мест и ассортимента напитков. С 2020 года молотый кофе в стране подорожал почти вдвое, с четырех до семи долларов за фунт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кофе
Unsplash

За растущими на международных рынках ценами на кофе стоит несколько факторов. Катастрофические погодные условия в последние сезоны в двух крупнейших в мире странах-производителях — Бразилии и Вьетнаме — привели к сокращению количества зерен на рынке. При этом спрос растет: например, за десять лет в Китае потребление напитка увеличилось 150 процентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эскалация торговых войн в первые недели правления администрации Трампа тоже ухудшает обстановку. Если на следующей неделе 25-процентные пошлины для Мексики все-таки будут введены, кофе в Америке подорожает еще больше: страна является главным рынком экспорта мексиканских зерен.

Кофе дорожает не только в Америке

Все эти процессы вызвали тревожное настроение по всей производственной цепочке. Шестьдесят процентов мирового кофе поступает от более чем двенадцати миллионов фермеров, многие из которых живут в нищете и выращивают культуру на участках площадью менее пяти гектаров. Поскольку на рынке стало меньше зерен, фермерам приходится запасать их или устанавливать более высокие цены, чтобы компенсировать потери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кофе
Unsplash

Проблема для любителей напитка заключается в том, что это довольно устойчивая ежедневная привычка. Люди скорее всего будут недовольны, но вряд ли откажутся от кофе и продолжат поддерживать динамику рынка.

Климатический кризис и кофе

Арабика, которую любят за богатый вкус и низкую кислотность, — самый популярный сорт на Земле. Крупнейший его производитель — Бразилия с идеально подходящим климатом. Второй по популярности сорт — робуста, в которой больше кофеина. На этом кофе специализируется Вьетнам. В 2024 году засуха в Бразилии, за которой последовали заморозки, сильно сократила урожай. При этом на Вьетнам обрушилось сильное наводнение, что тоже снизило количество доступного на рынке зерна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фактически вьетнамский экспорт кофе в декабре 2024-го снизился на 39,5 процента в десятилетнем исчислении. Бразилия же сократила поставки на международные рынки за год на 7,4 процента. За снижением предложения оптовые цены на арабику резко выросли с менее чем двух долларов за фунт до рекордного максимума в 4,3 доллара. Наступила новая эра для кофе.

Кофе
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 2024-го в силу должен был вступить новый закон Евросоюза, запрещающий продажу кофе, к производству и поставкам которого причастен кто-то, кто участвовал в вырубке лесов, или же кофе, выращенного на обезлесенных землях. Оценив ситуацию на рынке, в ЕС перенесли реализацию норматива на конец года, однако накопление запасов уже началось.

Глобальные политические риски

В дополнение к климатическим катастрофам на динамику цен повлияла блокада Красного моря войной между Израилем и ХАМАСом. По этой артерии осуществляется тридцать процентов мировых контейнерных перевозок, включая и кофе из Вьетнама. Кроме того, повстанцы в Йемене нескольких месяцев обстреливали торговые суда, проходящие через Красное море и Суэцкий канал. Все это привело к тому, что от четырех до пяти миллионов мешков зерна были готовы к отправке, но не могли попасть в Европу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кофе
Unsplash

Движение грузов через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив сократилось вдвое. Логистика увеличилась на 53 процента, что автоматически повысило расходы вьетнамских поставщиков, а значит, и цены на их продукцию.

Очевидно, впредь нам придется платить за утреннюю чашку кофе больше, поскольку компании перекладывают расходы на потребителей. Скорее всего это скажется на привычках, например, многие любители могут отказаться от кофеен в пользу домашнего напитка, при этом и способ приготовления может измениться: френч-пресс вместо эспрессо. Некоторые даже задумываются о таком способе экономии, как покупка зеленых зерен.