За последние годы рост цен стал привычным явлением для россиян. Согласно оценке агентства «Автостат», в октябре средняя стоимость нового автомобиля в стране поднялась до 3,43 млн рублей. Это максимальный показатель за всю историю наблюдений. По сравнению с прошлым годом цена выросла на 8%. Уже 15 месяцев подряд средняя стоимость авто превышает 3 миллиона рублей.
Цены достигли исторического максимума: купить машину сегодня нереально?

Цены на машины в РФ снова побили рекорд
Одной из причин такой динамики эксперты называют предстоящие изменения в налогообложении. С 1 декабря 2025 года в силу вступает новый утильсбор, и, как это часто бывает, ожидание подобных изменений на рынке приводит к тому, что потребители начинают спешить с покупками.
«Во все трубы трубили, что утильсбор запустят и цены взлетят. Главная формулировка, которая сложилась у людей в голове: покупай сейчас, завтра все будет дороже. То есть в первом полугодии народ думал: зачем покупать, если завтра будет дешевле — и все поставили покупку на паузу. Сейчас же в голове у людей: купить сейчас, потому что завтра будет дороже, а что-то — намного дороже», — говорит директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Не отстают от новых моделей и автомобили с пробегом. Рост стоимости подержанных машин в России за последние пять лет составил практически 100%. В октябре 2025 года средневзвешенная цена б/у авто подскочила до 1,23 млн рублей, что на 2,5% больше по сравнению с сентябрем и на 3% выше уровня октября прошлого года. Цены на подержанные автомобили остаются высокими уже более двух лет, причем в 2025 году впервые они преодолели порог в 1,2 млн рублей. При этом, продав старую машину, приобрести новую аналогичного класса сегодня почти нереальная задача. «По средневзвешенным ценам мы видим очень существенную разницу — более 2 млн рублей», — констатирует заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин.
Что можно купить сегодня за миллион
С бюджетом до одного миллиона рублей россияне могут купить сегодня только две модели новых автомобилей — Lada Granta в нескольких комплектациях и базовая версия Niva Legend, сообщает дилерская группа «Авилон».
Стоимость самой доступной комплектации Lada Granta Standart начинается от 750 тысяч рублей. Версия Standart Plus стоит от 830 тысяч рублей, а модификация Classic, которая включает электроусилитель руля, электропривод и обогрев наружных зеркал, — от 966 тысяч рублей. Niva Legend в базовой комплектации Classic по специальному предложению «АвтоВАЗа» обойдется покупателю в 960 тысяч рублей.

Lada Granta стабильно удерживает лидерство среди новых легковых автомобилей в России. По данным агентства «Автостат», с января по октябрь 2025 года было продано 121,2 тысячи машин этой модели. Niva Legend также долгое время находится в десятке самых популярных автомобилей, и по итогам октября она заняла пятую строчку в рейтинге с результатом почти 28 тысяч проданных машин.
Согласно исследованию «Авито авто» и «Авито работа», жители Приморского края, Сахалинской и Московской областей быстрее всего могут накопить деньги на покупку новой Lada Granta, а также Haval Jolion и Geely Monjaro. В Приморье, где средняя зарплата составляет 118 300 рублей, для покупки Granta потребуется 9,1 месяца, Haval Jolion — 21,1 месяца, а Geely Monjaro — 41 месяц. В Сахалинской и Московской областях, где зарплаты составляют около 101 500 рублей, на эти машины нужно откладывать от 10,6 до 47,9 месяцев в зависимости от модели.
Что нас ждет в 2026 году
В 2026 году россияне столкнутся с рядом серьезных изменений, которые повлияют на стоимость автомобилей. Главное новшество — повышение утилизационного сбора. С 1 декабря 2025 года ставки увеличатся на многие зарубежные автомобили, причем в некоторых случаях они возрастут в десятки раз. Как отмечает автоэксперт Александр Гусаров, все дополнительные расходы производителей лягут на плечи конечного потребителя.
«За счет кого предприятия станут компенсировать дополнительные затраты и убытки? Естественно, конечного потребителя, то есть всех нас», — говорит Гусаров.
Специалист отмечает, что больше всего от изменений пострадает средний класс. И хотя его доля в России невелика, именно он является основой любого государства. По словам Гусарова, большинство представителей среднего класса в нашей стране лишатся возможности купить собственный автомобиль. В то же время рост цен не затронет две другие категории: самых богатых и самых бедных.
«Обеспеченным гражданам будет все равно — заплатить за машину 40 или 60 миллионов рублей. Как и очень бедному, у которого авто никогда не было и не будет», — считает автоэксперт.

Так, в следующем году покупатели уже не смогут найти автомобили в привычных ценовых категориях. Например, классическая Toyota Camry в 2026 году будет стоить около 6,5 миллиона рублей. Сейчас же цена на подержанную модель не превышает 3,5 миллиона, а на новую — 5–5,3 миллиона рублей. То же касается и популярных автомобилей других марок. Hyundai Palisade с объемом двигателя 2,2 литра в 2026 году обойдется покупателям в 6,5 миллиона рублей, что на миллион дороже, чем в ноябре 2025 года. Как отметил Гусаров, раньше за такие деньги можно было приобрести автомобиль уровня Mercedes. Рост цен затронет и китайские машины. Такие модели, как Tank 500 и Tank 700, поднимутся в цене на 1,5 миллиона рублей.
Также по кошелькам автолюбителей ударит и предстоящий рост НДС до 22%. В стране подорожают комплектующие, обслуживание и топливо. Кроме того, в дело вмешается инфляция, добавляет независимый автоэксперт Дмитрий Попов. «Люди хотят по-прежнему покупать дорогие вещи, поэтому просят более высокие зарплаты. Выплаты, в свою очередь, тащат за собой тарифы выше прежних на услуги людей — одно за другим», — отмечает он. Несмотря на рост цен, эксперт уверен, что россияне не откажутся от покупок. И скорее всего, адаптируются к новым реалиям рынка.
