Россияне все реже покупают новые автомобили. Продажи стремительно падают, несмотря на скидки и щедрые акции от автопроизводителей и дилеров. Итоги первого полугодия шокируют: рынок обрушился почти на треть, и эксперты не видят поводов для оптимизма.
Авторынок терпит крах: бизнес будут спасать за счет простых россиян?

Россияне перестали покупать машины
По данным агентства «Автостат», за первые шесть месяцев 2025-го в стране было продано 530 375 новых легковых автомобилей. Это на 26,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Июнь лишь подтвердил негативную тенденцию: за месяц реализовано 90 116 машин — на 27,6% меньше, чем в июне 2024-го. Более того, это примерно на 1% ниже показателей мая, что говорит о продолжительном снижении спроса. Большая часть реализованных автомобилей — 68,3% (или 363 000 единиц) — это машины 2024 года выпуска.

В чем причина низких продаж
У россиян нет денег на новые автомобили. Согласно данным бюро кредитных историй, объемы автокредитования упали более чем наполовину — на 53%. Чтобы купить машину средней стоимостью 3 миллиона рублей, гражданам предлагают оформить кредит под 30% годовых. Для большинства — это просто неподъемно.
Сейчас склады дилеров переполнены новыми автомобилями. Чтобы хоть как-то стимулировать спрос, некоторые марки начали корректировать цены впервые с 2017 года. В среднем снижение составляет 5–8%, или порядка 150–170 тысяч рублей, однако даже такие меры пока не дают ощутимого эффекта.
На фоне всего этого особенно тревожной выглядит статистика: если в 2012-м каждый третий россиянин мог позволить себе покупку нового автомобиля, то в первой половине 2025-го таких осталось лишь 16%. Хуже ситуация была только в кризисные 2022–2023 годы.

Дилерские центры терпят бедствие
В результате отечественные автосалоны оказались на грани вымирания. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), 30% дилерских центров рискуют закрыться в 2025-м. За первые шесть месяцев этого года — уже минус 200 точек.
«Сегодняшние скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли. Дилерская маржа — лишь 5–7%, даже не 10. Большинство компаний продают машины в минус. При прямой продаже автомобилей российского бренда мы теряем 20–30 тыс. руб. на каждом экземпляре, 70 тыс. — на "китайце". И в каждой импортной машине сегодня примерно миллион рублей государственных сборов», — рассказал глава ассоциации Алексей Подщеколдин.

Сегодня на российском авторынке представлено 124 автомобильных бренда — почти в три раза больше, чем в США, где их всего 45. Но за этим разнообразием скрывается серьезная проблема. По словам президента РОАД, большую часть этих машин продать качественно невозможно — ни с точки зрения объемов, ни по части сервиса. Для сравнения: в США с рынком в 16 миллионов автомобилей в год работает около 16 700 дилерских центров, а в России — всего порядка 4 000. Средние продажи одного бренда в США составляют 355 500 машин в год, тогда как в нашей стране — 12 900. Разница — аж в 28 раз.
В РОАД подчеркивают, что многие бренды в России присутствуют лишь формально. Их продажи ограничиваются 100–200 машинами в год, при этом отсутствует инфраструктура для полноценного обслуживания. Нет ни доступных запчастей, ни налаженного сервиса.
Какие меры спасут авторынок

В начале июля появилась информация, что РОАД якобы готовит законопроект, согласно которому владельцев автомобилей старше 15 лет ждет повышение транспортного налога на 50% и обязательный техосмотр дважды в год. Идея вызвала ожесточенную дискуссию. Эксперты обвинили авторов в попытке переложить проблемы отрасли на плечи обычных россиян.
Однако позже президент РОАД Алексей Подщеколдин опроверг информацию о внесении в Госдуму подобного законопроекта. Более того, он признал, что государство физически не сможет потянуть массовую утилизацию. Тем не менее, глава ассоциации подчеркнул, что проблема стареющего автопарка стоит остро, и со временем ограничения для старых машин, скорее всего, все же будут введены.
Сейчас в России насчитывается около 55 миллионов автомобилей, из них 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы возраст не увеличивался, в стране ежегодно должно продаваться не менее 3 миллионов новых машин. В 2025-м, по прогнозам, этот показатель ожидается почти втрое ниже. Если ситуация не изменится, через 5 лет 80% машин в России будут старше 10 лет, а половина — старше 20 лет.

Сейчас автомобильный рынок замер в ожидании обещанных Минпромторгом мер поддержки. Глава ведомства Антон Алиханов заявил, что не допустит падения продаж на 40% по итогам 2025-го, но конкретных механизмов пока не представлено. В отрасли относятся к этому со скепсисом: дилеры называют текущую ситуацию худшей за последние 20 лет и не питают особых иллюзий. По мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, все упирается в ключевую ставку.
«Меры поддержки назрели достаточно давно. Но если они предназначены исключительно для АвтоВАЗа, то ситуация у него будет улучшаться, а у всех других останется такой же тяжелой, как и была. По нашему мнению, ставка для конечного клиента должна выйти на уровень 15-17%. Большого объема денег у населения нет. Все смотрят с каким-то горизонтом — август-сентябрь, когда будут выходить депозиты, и люди получат накопленный процент, и тогда уже они смогут распоряжаться деньгами по своему усмотрению», — рассказал эксперт.
На этом фоне немного надежды вселяет заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Он допускает, что до конца 2025 года ключевая ставка может снизиться до 15%. Без этого, уверены участники рынка, говорить о восстановлении рынка просто невозможно.