Авторынок терпит крах: бизнес будут спасать за счет простых россиян?

Разбираемся, что сейчас происходит на рынке, а также введут ли повышенный налог на автомобили старше 15 лет.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Авторынок терпит крах: бизнес будут спасать за счет простых россиян?
GettyImages
Содержание

Россияне перестали покупать машины

Россияне все реже покупают новые автомобили. Продажи стремительно падают, несмотря на скидки и щедрые акции от автопроизводителей и дилеров. Итоги первого полугодия шокируют: рынок обрушился почти на треть, и эксперты не видят поводов для оптимизма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным агентства «Автостат», за первые шесть месяцев 2025-го в стране было продано 530 375 новых легковых автомобилей. Это на 26,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Июнь лишь подтвердил негативную тенденцию: за месяц реализовано 90 116 машин — на 27,6% меньше, чем в июне 2024-го. Более того, это примерно на 1% ниже показателей мая, что говорит о продолжительном снижении спроса. Большая часть реализованных автомобилей — 68,3% (или 363 000 единиц) — это машины 2024 года выпуска.

senivpetro / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем причина низких продаж

У россиян нет денег на новые автомобили. Согласно данным бюро кредитных историй, объемы автокредитования упали более чем наполовину — на 53%. Чтобы купить машину средней стоимостью 3 миллиона рублей, гражданам предлагают оформить кредит под 30% годовых. Для большинства — это просто неподъемно.

Сейчас склады дилеров переполнены новыми автомобилями. Чтобы хоть как-то стимулировать спрос, некоторые марки начали корректировать цены впервые с 2017 года. В среднем снижение составляет 5–8%, или порядка 150–170 тысяч рублей, однако даже такие меры пока не дают ощутимого эффекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне всего этого особенно тревожной выглядит статистика: если в 2012-м каждый третий россиянин мог позволить себе покупку нового автомобиля, то в первой половине 2025-го таких осталось лишь 16%. Хуже ситуация была только в кризисные 2022–2023 годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
senivpetro / Freepik

Дилерские центры терпят бедствие

В результате отечественные автосалоны оказались на грани вымирания. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), 30% дилерских центров рискуют закрыться в 2025-м. За первые шесть месяцев этого года — уже минус 200 точек.

«Сегодняшние скидки на автомобили даются за счет маржи и прибыли. Дилерская маржа — лишь 5–7%, даже не 10. Большинство компаний продают машины в минус. При прямой продаже автомобилей российского бренда мы теряем 20–30 тыс. руб. на каждом экземпляре, 70 тыс. — на "китайце". И в каждой импортной машине сегодня примерно миллион рублей государственных сборов»,рассказал глава ассоциации Алексей Подщеколдин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня на российском авторынке представлено 124 автомобильных бренда — почти в три раза больше, чем в США, где их всего 45. Но за этим разнообразием скрывается серьезная проблема. По словам президента РОАД, большую часть этих машин продать качественно невозможно — ни с точки зрения объемов, ни по части сервиса. Для сравнения: в США с рынком в 16 миллионов автомобилей в год работает около 16 700 дилерских центров, а в России — всего порядка 4 000. Средние продажи одного бренда в США составляют 355 500 машин в год, тогда как в нашей стране — 12 900. Разница — аж в 28 раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В РОАД подчеркивают, что многие бренды в России присутствуют лишь формально. Их продажи ограничиваются 100–200 машинами в год, при этом отсутствует инфраструктура для полноценного обслуживания. Нет ни доступных запчастей, ни налаженного сервиса.

Слишком дорогой ремонт и не только: почему сегодня лучше избавиться от любимой машины

Россияне могут остаться без машин: тысячи «параллельных» иномарок оказались в розыске

За депрессию лишат прав, а за средний палец посадят: из-за чего у водителей могут быть проблемы

Какие меры спасут авторынок

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале июля появилась информация, что РОАД якобы готовит законопроект, согласно которому владельцев автомобилей старше 15 лет ждет повышение транспортного налога на 50% и обязательный техосмотр дважды в год. Идея вызвала ожесточенную дискуссию. Эксперты обвинили авторов в попытке переложить проблемы отрасли на плечи обычных россиян.

Однако позже президент РОАД Алексей Подщеколдин опроверг информацию о внесении в Госдуму подобного законопроекта. Более того, он признал, что государство физически не сможет потянуть массовую утилизацию. Тем не менее, глава ассоциации подчеркнул, что проблема стареющего автопарка стоит остро, и со временем ограничения для старых машин, скорее всего, все же будут введены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас в России насчитывается около 55 миллионов автомобилей, из них 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы возраст не увеличивался, в стране ежегодно должно продаваться не менее 3 миллионов новых машин. В 2025-м, по прогнозам, этот показатель ожидается почти втрое ниже. Если ситуация не изменится, через 5 лет 80% машин в России будут старше 10 лет, а половина — старше 20 лет.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас автомобильный рынок замер в ожидании обещанных Минпромторгом мер поддержки. Глава ведомства Антон Алиханов заявил, что не допустит падения продаж на 40% по итогам 2025-го, но конкретных механизмов пока не представлено. В отрасли относятся к этому со скепсисом: дилеры называют текущую ситуацию худшей за последние 20 лет и не питают особых иллюзий. По мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, все упирается в ключевую ставку.

«Меры поддержки назрели достаточно давно. Но если они предназначены исключительно для АвтоВАЗа, то ситуация у него будет улучшаться, а у всех других останется такой же тяжелой, как и была. По нашему мнению, ставка для конечного клиента должна выйти на уровень 15-17%. Большого объема денег у населения нет. Все смотрят с каким-то горизонтом — август-сентябрь, когда будут выходить депозиты, и люди получат накопленный процент, и тогда уже они смогут распоряжаться деньгами по своему усмотрению»,рассказал эксперт.

На этом фоне немного надежды вселяет заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Он допускает, что до конца 2025 года ключевая ставка может снизиться до 15%. Без этого, уверены участники рынка, говорить о восстановлении рынка просто невозможно.