Недавние новости о возможном изменении правил расчета утильсбора взорвали рынок. По данным Baza, заказы на машины из Японии, Южной Кореи и Германии выросли в разы. Только за последнюю неделю спрос на иномарки подскочил почти на 300%.
Автомобильная лихорадка: почему россияне скупают машины из-за рубежа?

Россияне вновь ринулись покупать автомобили
Продавцы подогревают ажиотаж и уверяют клиентов, что осталось совсем немного времени, чтобы приобрести автомобиль по старым ценам. Так, с понедельника, если верить менеджерам, россияне рискуют столкнуться с дополнительными расходами. Продавцы уже сейчас предупреждают, что при заказах на следующей неделе клиенты «будут сами нести риски, если после растаможки сумма утильсбора окажется выше».

Как изменится размер утилизационного сбора
В минувшую пятницу стало известно, что Минпромторг подготовил проект постановления правительства о пересмотре методики в отношении утилизационного сбора. Уже с 1 ноября сбор предлагается рассчитывать не только по возрасту машины и объему двигателя, как это было раньше, а исходя также из мощности мотора. В рамках поправок хотят ввести прогрессивную шкалу: чем больше «лошадей» под капотом, тем выше коэффициент и, соответственно, итоговый платеж.
Сегодня для физических лиц действуют льготные ставки: 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей за машину старше трех лет. Ведомство предлагает сохранить эти тарифы, но только для машин с мощностью до 160 лошадиных сил. А все, что выше этого порога, должно рассчитываться по новой методике. Согласно проекту, базовая ставка по-прежнему будет зависеть от типа и объема двигателя, но на коэффициент будет влиять еще и мощность.
Как объяснили в министерстве, сегодня на российском рынке появилось слишком много иномарок с небольшим объемом двигателя, но высокой мощностью. Из-за турбин и гибридных технологий такие машины фактически соответствуют моделям более высокого класса, но за них платят утилизационный сбор по минимальной ставке. В результате бюджет недополучает огромные суммы, а автомобили одного уровня оказываются в разных ценовых категориях.
Инициатива появилась после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». Подписали его крупнейшие игроки отрасли: глава «КамАЗа» Сергей Когогин, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин и гендиректор «Соллерса» Николай Соболев. Производители жаловались, что рынок наводнили турбированные и гибридные машины. Также в документе утверждалось, что из-за этого система сборов перестала выполнять свою функцию «социальной дифференциации», то есть сейчас потребитель может приобрести автомобили более высокого класса по заниженным ценам. По оценкам экспертов, с новым утильсбором стоимость таких машин в среднем увеличится на 800 тысяч рублей.

Какие машины подорожают
Если новые правила примут, повышение цен затронет почти все популярные марки, поскольку машин с двигателями до 160 лошадиных сил в параллельном импорте крайне мало. Об этом рассказал замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
По его словам, ощутимо подорожают электромобили и гибриды. Прибавка в цене может составить от 800 тысяч рублей и выше — все зависит от мощности. Эксперт также прогнозирует, что импорт машин мощностью свыше 160 л.с. сократится минимум на 15%.
Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов подтверждает: изменения в первую очередь ударят именно по электрокарам и машинам с гибридной установкой. По его оценке, утильсбор на Zeekr 001 вырастет примерно на 1,5 миллиона рублей, а на Lixiang — на 1,2 миллиона. Бензиновые автомобили также подорожают, но не столь резко. Так, BMW X5 может прибавить в цене около 250 тысяч рублей, а Toyota Highlander — примерно 120 тысяч.
Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин добавляет, что новые автомобили премиум-сегмента с мощными двигателями могут подорожать на несколько миллионов. Среди таких моделей — BMW X5 и Mercedes-Benz G-Class. Рост цен затронет и популярные семейные автомобили. По прогнозам эксперта, стоимость Hyundai Palisade и Kia Carnival рискует подскочить до 6 миллионов рублей.
Стоит ли торопиться с покупкой автомобиля?
Ситуация на авторынке сейчас противоречивая. Рубль слабеет, Минпромторг готовит повышение утильсбора, но при этом у дилеров еще есть запасы непроданных машин, и они всеми силами стараются от них избавиться. В итоге цены на автомобили постепенно идут вниз.

Автоэксперт Александр Михельсон считает, что снижение стоимости, скорее всего, продолжится, поэтому спешить с покупкой не стоит. К тому же, по его словам, на горизонте маячит возможный уход некоторых брендов. Если это произойдет, то с гарантией и сервисом возникнут проблемы. Например, даже если деталь будет числиться в каталоге, ее доставка может растянуться на недели, говорит эксперт. По его словам, если машина действительно нужна, выбирать стоит проверенные марки с хорошей репутацией. А если острой необходимости нет, разумнее вложить силы и средства в уже имеющийся автомобиль.
В свою очередь, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто полагает, что период щедрых скидок подходит к концу. По его информации, машин 2024 года выпуска на складах практически не осталось. Тем не менее, сегодня еще можно взять автомобиль на приемлемых условиях, поэтому если транспорт нужен срочно, лучше покупать сейчас. Но если такой необходимости нет, торопиться точно не надо. Сегодня деньги по-прежнему выгоднее держать на депозите.