Отечественный авторынок переживает глубокий кризис. Продажи машин уже какой месяц уходят в красные зоны. Согласно статистике Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), с января по апрель 2025 года по всей стране было продано около 2,4 миллиона автомобилей. Из них подавляющее большинство (более 2 миллионов, или 83%) пришлось на вторичный рынок. Лишь 17% продаж составили новые машины, тогда как год назад эта доля приближалась к 20%.
Автодилеры расщедрились: какие скидки ждут россиян этим летом

Россияне потеряли интерес к автомобилям
Снижение налицо, и основным фактором такого провала стала высокая ключевая ставка, которая сделала автокредиты слишком дорогими для россиян. Как отметил глава РОАД Алексей Подщеколдин, большая часть сделок на рынке новых авто раньше заключалась за счет кредитов, но высокая ставка автоматически сузила круг покупателей.

Рассмотрим динамику продаж за последние годы. В первые четыре месяца 2024-го россияне приобрели 505,5 тысячи новых автомобилей. В 2025 году за аналогичный период эта цифра упала до 375 тысяч. Разница впечатляющая — 26%. Даже в 2023 году, когда рынок уже переживал сложности, за тот же период было продано 269,7 тысячи новых автомобилей, и такой разрыв между показателями лишь подчеркивает драматизм текущей ситуации. «Это не падение, он [авторынок] прямо грохнулся. И мы считаем, что это очень серьезная вещь», — сказал Подщеколдин.
Прогнозы на конец года рисуют неутешительную картину. Согласно оценкам РОАД, в лучшем случае удастся продать 1,3 миллиона новых автомобилей, а в худшем — лишь 1,15 миллиона. Для сравнения, в 2024 году россияне приобрели почти 1,7 миллиона новеньких авто. Таким образом, даже оптимистичный сценарий предполагает серьезное сокращение объема продаж.
Сколько сегодня стоит новая машина
На фоне низкого спроса цены на новые автомобили в России второй месяц подряд идут вниз. В мае они вернулись к значениям, зафиксированным в начале года, однако стоимость машин все равно остается выше, чем в 2024 году.
По данным «Авто.ру оценка», в прошлом месяце средняя цена нового автомобиля китайской марки составила 3,62 миллиона рублей, а отечественного – 1,56 миллиона рублей. За год российские машины подорожали на 9%, а китайские – на 4%. Особняком стоит сегмент автомобилей, официально не представленных на рынке. Здесь ценники продолжают лететь вверх: средняя стоимость таких машин достигла в мае 9,24 миллиона рублей, что почти на миллион больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если сравнивать показатели между регионами, складывается довольно контрастная картина. Так, в Нижегородской области средняя стоимость новых авто упала на 7%, до 2,85 миллиона рублей. Брянская область отметилась падением на 6,4%, до 2,46 миллиона рублей, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области снижение составило 5,5%, до 3 миллионов рублей.
Однако в то же время есть регионы, где цены, наоборот, пошли в вверх. В Саратовской области зафиксировано увеличение на 7,3%, до 3,03 миллиона рублей. В Башкирии стоимость новых машин выросла на 5,3%, составив 2,11 миллиона рублей, а в Краснодарском крае — на 2%, до 3,46 миллиона рублей.
Москва — по-прежнему самый дорогой рынок страны. В мае средняя цена здесь была 5,27 миллиона рублей. Несмотря на эту внушительную сумму, она оказалась на 0,5% ниже апрельского значения.
Среди моделей, заметно подешевевших в мае, лидируют:
- Jac JS6 (минус 2,3%, до 2,72 миллиона рублей),
- Chery Tiggo 7L (минус 2%, до 2,98 миллиона рублей),
- Solaris KRX (минус 2%, до 2,37 миллиона рублей),
- Baic X7 (минус 2%, до 1,88 миллиона рублей),
- Chery Tiggo 9 (минус 2%, до 4,88 миллиона рублей).
Какие скидки предлагают дилеры
Тем не менее, рынок продолжает переживать турбулентные времена. По прогнозам главы РОАД, до конца года может исчезнуть до 20% всех дилерских центров. Уже сейчас сокращения затронули 10–15% сотрудников, и это, по мнению аналитиков, только начало. Если доступное кредитование не вернется, многим дилерам придется закрыть двери раньше, чем наступит Новый год, поэтому сегодня они готовы идти на уступки клиентам.
Средний размер скидок на новые автомобили летом, по данным ТАСС, составит 50–150 тысяч рублей, в зависимости от бренда. Но и тут все не так просто. Дилеры маневрируют в условиях падающего спроса, меняя размер скидок буквально на ходу, чтобы хоть как-то подстроиться под рыночные реалии.

По словам генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, скидки и ценовая политика сегодня зависят от того, насколько заполнены склады конкретными марками и моделями. Кроме того, на ситуацию влияет и курс рубля: пока он стабилен, можно надеяться на сохранение скидок. Но если Центробанк продолжит снижение ключевой ставки, это может обвалить рубль и свести на нет все существующие бонусные программы, особенно на востребованные модели.
Директор по розничным продажам АГ «Авилон» Илья Петров считает, что в июне, несмотря на сезонный спад покупательской активности из-за летних отпусков, резкого сокращения скидок и других мер поддержки для клиентов не ожидается. А вот уже в июле мы, скорее всего, увидим обратную тенденцию. По его прогнозам, склады опустеют, и тогда некоторые модели окажутся дороже. Так что, пока еще есть время, стоит поспешить с покупкой нового автомобиля.