5 признаков мужского шопоголизма и как избегать ненужных покупок

Мужская зависимость от покупок часто маскируется под «вознаграждением» себя за труды. Когда стоит задуматься, что с шопингом что-то не так, и как не попасться на уловки маркетплейсов? Разбираемся вместе с психологом Анастасией Ивкиной.
Ольга Сабельникова
Ольга Сабельникова
Контент-редактор Men Today
5 признаков мужского шопоголизма и как избегать ненужных покупок
GettyImages
Существует стереотип, что шопоголизм — сугубо женская проблема. Действительно, трудно представить мужчину, снимающего стресс походами по магазинам. Скорее это вызовет еще больше стресса. Однако в последние годы с ростом онлайн-шопинга все больше мужчин сталкиваются с ониоманией (шопоголизмом в научной терминологии).
Содержание

Что такое шопоголизм?

Шопоголизм — зависимость, выражающаяся в неконтролируемом желании совершать покупки. Впервые диагноз «ониомания» вывел в 1915 году немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Он сравнил поведение шопоголиков с алкоголиками и наркозависимыми: сначала покупки приносят радость, но со временем превращаются в навязчивую потребность, ведущую к эмоциональным «качелям» — от эйфории до вины и разочарования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужской шопоголизм: тихий, но затратный

senivpetro / Freepik

Практически в каждом исследовании на тему шопоголизма отмечается, что женщины действительночаще мужчин совершают покупки, даже онлайн. Однако интересно, что касается общих расходов на такие покупки, то мужчины могут потратить больше, чем женщины.

Так, ученые в США, в ходе опросавыяснили, что средняя сумма покупки мужчины составляет 105,35 доллара, что превышает средний показатель для женщин — 70,97 доллара. Эти данные подтверждает научное исследование из Индонезии, гдеотмечается, что товары, приобретаемые мужчинами, как правило, имеют более высокую стоимость, чем те, что заказывают женщины.

Внешне может показаться, что женщины больше подвержены шопоголизму, так как больше времени проводят за покупками. Однако, мужская и женская ониомания может одинаково сильно бить по кошельку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь же кроется и еще одна проблема: мужскую зависимость от покупок будет куда труднее заметить и признать человеку, потому что внешне может казаться, что никакой проблемы нет, ведь казалось бы, покупок не так много.

Признаки мужского шопоголизма

gpointstudio / Freepik

Наша психика использует механизм зависимости для двух основных целей: не сталкиваться с каким-то неприятным чувством и ощутить приятную эмоцию. Мужчины чаще всего стремятся испытать чувство ценности за свой труд, ощутить видимый результат, почувствовать власть и успех, подтвердив свой статус, а также улучшить свое качество жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как понять, что привычка покупать становится зависимостью? Вот 5 тревожных сигналов:

  1. Без заказа новой вещи вы не ощущаете ценность своих усилий и достижений в жизни. Отследить это можно, спросив себя: как я понимаю и чувствую, что я молодец? Всегда ли мне для этого нужно положить в корзину какой-то товар или у меня есть другие способы поддерживать мотивацию?
  2. Вы чувствуете прилив адреналина при покупке. У вас есть ощущение, что покупка новых часов или авто даст какое-то яркое чувство — например, вас станут больше уважать и с вашим мнением будут больше считаться и вы испытаете гордость за себя
  3. Вы чувствуете невыносимое разочарование, грусть и сильную апатию, если пока не можете что-то купить. Эти чувства мешают вам жить и быть продуктивными
  4. Чувство гордости и ценности за себя проходит спустя небольшое время после покупки. Вы снова возвращаетесь в состояние недостаточности и, может быть, даже вините и стыдите себя за траты
  5. Любой новый технологический обзор толкает вас на покупку все более современного гаджета. Даже если прошлый был куплен недавно и отлично справляется со своими задачами
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если у вас есть хотя бы 1–2 признака, это повод задуматься о вашем состоянии и обратиться к специалисту за диагностикой.

Как маркетплейсы управляют желанием купить?

Онлайн-магазины активно используют знания психологии потребителей, чтобы сформировать у мужчин привычку к покупкам. Вот четыре главных механизма:

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Практичность – как главный аргумент

Исследователь Браун Мпинганриа в 2014 году выяснил, что мужчины более склонны к утилитарным покупкам, тогда как женщины чаще покупать что-то, чтобы порадовать себя. По его данным 72% представителей сильного пола принимают решение о незапланированной покупке гаджета или инструмента после изучения его технических характеристик и потенциальных преимуществ использования, даже если эта вещь не является предметом первой необходимости.

Поэтому при продажах маркетологи делают уклон на полезных свойствах и выгоды от этой покупки. Чтобы не попасться на это, важно перед тем, как нажать «оплатить» взвесить, а действительно ли сейчас данная покупка нужна.

  • Доверие обзорам
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По итогам 2023 года,статистика показала, что мужчины чаще приобретают смартфоны, компьютеры, электронику, автозапчасти и товары для ремонта. Зная это, а также то, что мужчины реже читают отзывы, маркетологи онлайн-площадок продавают товары для мужчин опосредовано — с помощью тематических статей и видеообзоров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому, если ищете себе какой-то товар по рекомендациям из текста, обязательно проверяйте информацию в нескольких источниках или в источниках, которым вы доверяете.

  • Ориентация не на скидки, а на события

Также известно, что при покупке мужчинам важнее комфорт и простота получения нужного товара, чем возможность купить его выгоднее. В отличие от женщин, они реже будут ждать сезона скидок или откладывать покупку до «Черной пятницы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому, продавая мужчинам, бизнесы могут добавлять дополнительные платные сервисы, быструю доставку и персонализированные подборки.

Важно осознавать: действительно ли в данном случае эта функция стоит переплаты?

Freepik
  • Манипуляция страхом «не успеть»

FOMO — он же синдром упущенной выгоды — болезнь 21 века, которую маркетологи используют себе на руку. Для мужчин она ощущается еще более остро из-за чувства конкуренции. Маркетплейсы играют на этом чувстве, подчеркивая в описаниях и заголовках, что товар «самый технологичный», а также добавляя самые выгодные скидки «только сегодня», чтобы после покупки вы почувствовали, что это была выгодная сделка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы противостоять этому, почаще напоминайте себе, что классного вы делаете в жизни. Тогда у чувства FOMO и маркетплейсов не будет шансов против вашей самооценке.

Шопинг — это часть современной жизни, но важно сохранять баланс. Если покупки стали единственным способом «поощрять» себя или они становятся бесконтрольными, стоит задуматься о причинах. Будьте внимательны к своим эмоциям и не позволяйте маркетплейсам решать за вас, что вам нужно.

А если замечаете у себя признаки зависимости, не бойтесь обратиться за профессиональной поддержкой. Помните, что обратиться за помощью к специалисту — это нормальный шаг к осознанному потреблению.