Будучи студентом-первокурсником, американец Мэтт Нельсон начал публиковать короткие шутки в соцсетях, чтобы протестировать свои комедийные навыки. Очень быстро парень заметил, что посты, в которых фигурируют собаки, получают больше позитивных реакций. И это натолкнуло его на мысль, которая в итоге изменила жизнь.
15 из 10: этот парень делает шуточные обзоры на собак в соцсетях, а миллионы подписчиков приносят ему доход

Все началось как несколько шуток

«Если интернет любит собак, и я тоже, и у меня есть талант писать о них с юмором, то мне стоит завести новый аккаунт», — решил Нельсон. Так появился WeRateDogs, в котором парень начал публиковать фотографии псов, снабжая их лаконичными аннотациями и оценками по десятибалльной шкале. Аккаунт получил емкий и остроумный слоган: «Ваш единственный источник профессиональных рейтингов собак».

Первый пост был опубликован 15 ноября 2015 года, его героем стал питомец друга Мэтта. Подпись гласила: «Вот у нас японский ирландский сеттер. Потерял глаз во Вьетнаме (?). Большой любитель отдыхать на лестнице. 8/10 погладил бы». После этого Нельсон получил около ста сообщений от других пользователей, которые хотели, чтобы он оценил их собак. «Это был непрерывный поток вирусного контента», — говорит Мэтт. В течение недели на WeRateDogs подписались 100 000 человек.

Большой потенциал маленького эксперимента
Нельсон быстро сообразил, что его комедийный эксперимент имеет большой потенциал. Однако парень понятия не имел, что десять лет спустя его аккаунт с собаками будет иметь огромную аудиторию. Суммарное количество подписчиков WeRateDogs в четырех социальных сетях составляет 17,4 миллиона. Публикации Мэтта регулярно набирают миллионы просмотров и тысячи восторженных комментариев. Надо ли говорить, что теперь это не просто развлечение, а прибыльный бизнес.

Когда Нельсон только начинал, он решил пойти ва-банк и выяснить, сможет ли стать успешным. Спустя два года одним из главных и крайне сложных решений стало отчисление из колледжа, где Мэтт изучал профессиональный гольф-менеджмент. Теперь он мог все свое время посвятить WeRateDogs, отмечая, что никакие знания, полученные во время учебы, совсем ему не пригождаются. Отдавшись своей страсти, студент-недоучка смог переехать из Западной Вирджинии в Калифорнию и поселился в Лос-Анджелесе.
Бизнес по оценке собак — это не шутка
Стороннему наблюдателю эта история успеха кажется легкой, однако Мэтт Нельсон говорит, что, хотя его аккаунт беззаботный и забавный, ведение бизнеса по оценке собак — это вам не шутки. Поначалу парень управлял всем сам, в течение нескольких месяцев просеивая тысячи ежедневных заявок на собак, которые получал через личные сообщения. Он выбирал, какие публиковать, придумывал остроумную подпись и выставлял оценку каждому песику.

«Сначала это было ошеломляюще. Вероятно, это было около 5000-6000 заявок в день», — вспоминает Нельсон. По его словам, выбор собак казался невыполнимой задачей, и блогер отдавал приоритет самым смешным или самым качественным фотографиям. Суть же заключается в том, что «каждая собака самая лучшая, и каждая собака самая милая».
Рейтинг собак изменил методологию
Сначала все собаки получали довольно высокие оценки, но никогда не выше девяти из десяти. Однажды Нельсон решил дать очередному псу оценку десять из десяти, и подписчики буквально «сошли с ума». Это был хороший знак, и в следующий раз Мэтт оценил героя поста на одиннадцать из десяти.

Блогер скорректировал свою шкалу оценок так, что самая низкая теперь составляла десять из десяти, а самая высокая — пятнадцать из десяти. На самом деле процесс оценки произволен, если только песик не является настоящим героем, достойным высочайшего рейтинга. Щедрость на похвалу стала ключевой частью идентичности WeRateDogs.

Однако по мере того, как популярность аккаунта росла, Нельсону стало слишком тяжело справляться с ним самостоятельно. Он нанял помощника, чтобы сортировать заявки, но оставался единственным автором в течение первых пяти лет. Его стиль был узнаваемым по невозмутимым остротам.
Не только бизнес, но и благотворительность
По мере того, как аккаунт становился все более популярным, владельцы собак начали делиться дополнительной информацией о своих питомцах, включая трогательные предыстории. Часто подписчики присылали просьбы опубликовать ссылки на сбор средств для нуждающихся собак, обычно для покрытия неожиданных медицинских счетов.

В 2017 году Нельсон начал проводить благотворительные акции каждую пятницу, и это получило живой отклик. По его словам, такие публикации собрали около трех миллионов долларов за четыре года. В итоге к 2021-му это превратилось в некоммерческую организацию «Фонд 15/10», миссией которой является спонсирование собак с медицинскими потребностями и повышение их шансов найти хозяев.

«У нас 45 партнеров-спасателей по всей территории США, и мы спонсировали почти 900 собак. Средняя стоимость их лечения составляет чуть менее 5000 долларов», — говорит Мэтт.
Дуг, собственный пес Нельсона, которого он называл генеральным директором WeRateDogs, умер в 2023 году. Нельсон и его девушка регулярно берут собак на передержку и говорят, что надеются вскоре оставить одну из них. «Это похоже на собеседование на должность нашего следующего генерального директора», — шутит Нельсон.

Сейчас в WeRateDogs работает около пятидесяти человек. Они помогают управлять НКО и бизнесом, который зарабатывает в основном за счет партнерства с брендами и продажи товаров для питомцев и полиграфии. Пятнадцать процентов выручки от продажи товаров идут в фонд. Мэтт говорит, что счастлив быть у руля этого дела: «Это просто такое доброе, чуткое, оптимистичное сообщество, и я действительно горжусь тем, что защищаю и лелею его».