Как научить ребенка быть финансово самостоятельным

Детский психолог Ксения Крыласова подготовила советы, как научить детей распоряжаться деньгами.
Редакция сайта
Редакция сайта
Как научить ребенка быть финансово самостоятельным

Навыки дошкольников

Не такие они уже и малыши! Дошкольник в 4-5 лет уже способен выполнять несложные поручения. Когда у него есть обязанности, он растет в своих собственных глазах. Рядом со словами «я – сам» появляются: «я способен, я умею». Мальчики и девочки 6-7 лет могут принимать участие и в финансовых семейных вопросах. В этом возрасте уже можно начинать знакомство с деньгами. Не забывайте, что ребенку проще всё проходить через опыт «пощупать и потрогать руками». Расскажите, что деньги бывают бумажными и металлическими, какого номинала бывают купюры и что на них изображено и почему, объясните, что такое водяные знаки. Сходите с ребенком в магазин, поручите ему выбрать какую-то вещь и оплатить ее самостоятельно. На наглядном примере ребенку будет проще понять, что такое «дорого», «дешево», «можем себе позволить». К семи годам детям можно рассказать о том, что деньги могут храниться не только в кошельке, но и на банковской карте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 6-7 годам ребенок:

  • Имеет представление о том, для чего нужны деньги.
  • Понимает, что продукты не просто так появляются в холодильнике, а вещи – в шкафу: их покупают в магазине.
  • Выполняет элементарные поручения – накрыть на стол, вынести мусор.
  • Может выбирать для себя одежду в зависимости от ситуации, знает, что надевают на улицу, а что, когда ложишься спать.
  • Умеет расстегивать и застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно складывать или вешать одежду.
  • Способен оценить свой внешний вид – понимает, насколько он опрятно выглядит.
  • Знает правила гигиены, что нужно умываться и мыть руки после улицы и перед едой, чистить зубы утром и вечером.
  • Умеет пользоваться столовыми приборами и посудой, правильно держать в руке карандаш, ручку или фломастер.
  • Имеет элементарные представления об уборке, может прибирать за собой игрушки, застелить постель.
  • Знает свое имя, как зовут близких родственников и их профессии.
  • Может выучить свой домашний адрес.
  • Способен понимать эмоции другого человека по интонации, мимике, голосу.
  • Если включается в игру, то готов соблюдать обозначенные правила.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7-10 лет

В этом возрасте важно, чтобы ребенок хотел быть самостоятельным. И задача родителей – этому всячески содействовать. Для развития финансовой самостоятельности можно начать выдавать деньги на карманные расходы. Сколько? Это зависит от семейного бюджета и от того, насколько далеко вы можете «отпустить» ребенка от себя. Ведь деньги – это возможности. Рассказывайте детям о навыках сбережения и накопления, о разумности трат. Научите их считать деньги, определять их номинал. Расскажите о том, что существуют такие организации – банки, где «живут» деньги, и как они работают. Если вы планируете открыть ребенку карту, поговорите с ним, как аккуратно вести безналичные расчеты, как можно копить деньги и вести их учет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У нас большая семья – мама, папа и четыре брата. Работы у всех много. Мне нравится пылесосить и быть дежурным по кухне, а вот мусор выносить не люблю. Еще я хожу в магазин, но чаще с родителями. Мы вместе выбираем, что купить, а они это оплачивают. Родители и мой брат Ярослав учат меня бережно относиться к деньгам. Банковская карта у меня появилась в конце первого класса. Мы вместе с родителями решили, что она мне нужна – так я скорее научусь обращаться с карманными деньгами. Плюс это современно и безопасно. Я получаю на карту 250 руб. в неделю, и они уходят на всё вредное, сладкое и вкусное. А мне хочется накопить деньги на мобильный телефон, но пока могу позволить себе только зарядку для него. Зато я сам купил мышку для компьютера!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом возрасте ребенок:

  • Ходит в магазин за мелкими покупками по поручению родителей (например, за молоком и хлебом), умеет расплачиваться на кассе.
  • Понимает, что такое копить и зачем это нужно. Возможно, уже имеет опыт накопления.
  • Сам собирает портфель или сумку в школу и на дополнительные занятия.
  • Знает, что подарки дарят не только взрослые детям, но и наоборот. Сам решает, кому и как делать презенты.
  • Умеет выбирать одежду по погоде.
  • Поддерживает самостоятельно порядок в своей комнате.
  • Способен дежурить по квартире – помыть пол, пропылесосить или подмести, погладить самые простые вещи.
  • Может убрать за собой, если, например, что-то уронил или пролил.
  • Умеет мыть посуду руками.
  • Умеет приготовить простые блюда – отварить сосиски и яйца, сделать бутерброд, может разогреть еду в СВЧ-печи или на плите и др.
  • Ухаживает за растениями и домашними питомцами.
  • Имеет элементарные представления о взаимовыручке – может одолжить у сверстников ручку или книгу. Предлагает помощь сам, если чувствует, что другому это необходимо.
  • Может объяснить, почему с кем-то из сверстников хочет общаться, а с кем-то нет.
  • Может принести извинения, когда видит, что кто-то пострадал или расстроился из-за его действий.
  • Не стесняется обратиться за помощью к взрослому, если не справляется сам.
  • Знает, что такое здоровая и вредная еда.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10-12 лет

Дети в этом возрасте уже понимают, почему нужно более аккуратно относиться к вещам: слова «бережливость», «траты», «накопления» для них получают осмысленное значение. Им можно объяснить, что такое «кредит», «взять/дать в долг», «кешбэк», «дебетовая карта», «финансовые обязательства». Если ребенок хочет получить какой-то дорогостоящий предмет, например, телефон, поговорите с ним, как этого можно добиться: на чем экономить, как заработать (например, помогать за гонорар – выгулять собаку соседа или помыть папе автомобиль) или накопить. В плане накоплений удобна банковская карта с кешбэком. Решив для себя, что бонусы точно не трогаешь, через некоторое время незаметно скопится не такая маленькая сумма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 10-12 лет ребенок:

  • Относится к деньгам не просто как к бумажкам, понимает, что деньги могут быть не только в виде купюр и монет, но и электронными – на счету в банке.
  • Имеет представление о возможности покупок онлайн.
  • Самостоятельно ходит в магазин со списком, но может что-то покупать для себя и самостоятельно. Можно уже начать обращать внимание ребенка на качество продуктов и рассказывать, как их правильно выбирать.
  • Следит за своими личными вещами, например, за «сменкой» в школе, ключами.
  • Сам добирается до школы, если она находится в шаговой доступности от дома.
  • Полностью следит за порядком в своей комнате, начиная от смены постельного белья и заканчивая разборкой «медвежьих» углов.
  • Способен убираться в квартире, а не только в своей комнате.
  • Если ребенок любит устраивать встречи с друзьями, приобщайте его к организации. Это, кстати, отличный повод подтянуть знания о семейном бюджете: что можно себе позволить купить, а на чем можно и сэкономить!
  • Может помогать младшим братьям и сестрам делать уроки, на пару часов подменить родителей – поиграть, покормить, почитать книжки малышам (при условии, что взрослый поставил четкие задачи и оговорил ограничения).
  • Способен готовить блюда средней сложности, использовать бытовую технику (миксер, блендер) и духовку.
  • Может обращать внимание взрослых на появляющиеся поломки или неисправности в доме и иногда даже помогать родителям исправлять их.
  • Приглашая гостей, придумывает игры, подходящие для взаимодействия всех.
  • Понимает, что люди бывают разные, способен принимать другого человека, не похожего на себя.
  • Умеет различать виды конфликтных ситуаций и пробовать разные стратегии их разрешения.
  • Умеет замечать эмоциональное самочувствие сверстника, слушать и слышать его.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я много чего умею – разбираю посудомойку, выношу мусор, могу и белье погладить. Мне несложно что-то приготовить из еды для всей семьи –мамы, папы и младших братьев-близнецов. С деньгами обращаться я умею – с восьми лет хожу сама в магазин. Первые «свои» получила от родителей в начальной школе за помощь по дому. Я не транжира, но копить у меня получается плохо. Люблю тратить деньги на косметику и сюрпризы подружкам и родным. Правда за прошлый год смогла частично накопить на айфон – оставшуюся сумму на покупку добавили мама и папа. Раньше родители давали мне на карманные расходы только наличные. С ними я научилась рассчитывать покупки: на что мне хватит и сколько останется. В мае у меня появилась детская банковская карта, она – виртуальная, в телефоне. Я сама попросила ее оформить, поскольку часто забывала кошелек дома. А так деньги всегда со мной.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

13-14 лет

Самостоятельность подростка во многом зависит от действий родителей. Если вы чрезмерно опекаете его, он и в этом возрасте, и старше будет зависимым от вас. В 14 лет дети уже получают паспорт и должны понимать, что за все свои поступки и их последствия в первую очередь отвечают они сами, круг обязанностей по дому у них усложняется. С 14-летнего возраста, согласно Гражданскому кодексу РФ, на ребенка распространяется авторское право. Он может изобретать, писать, рисовать и заниматься любой иной интеллектуальной деятельностью в качестве правообладателя. Банковская карта в 13-14 лет – отличный способ помочь быть самостоятельным и принимать решения самому. К тому же в это время подростки считают крутым иметь карту, делать покупки в интернет-магазинах и оплачивать товары и услуги онлайн. И если у ребенка к этому возрасту карты еще нет, стоит подумать о ее оформлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 13-14 лет дети способны:

  • Рассчитывать свои траты.
  • Знать о возможностях безналичных расчетов.
  • Иметь представление о безопасности покупок онлайн.
  • Понимать, как работают банковские карты.
  • Сформировать представление о более сложных банковских понятиях – что такое ценные бумаги и инвестиции.
  • Отвечать за свои поступки и последствия.
  • Понимать свои реальные возможности.
  • Ориентироваться в городе или хотя бы в своем районе, перемещаться по нему пешком или на общественном транспорте.
  • Распределять свое время так, чтобы его хватало на все и без цейтнота.
  • Выполнять самостоятельно домашние задания.
  • Готовить блюда «со звездочкой».
  • Помогать взрослым в решении бытовых вопросов – оплатить квитанцию, получить посылку на почте. Можно назначить подростка главным по молочным продуктам, хлебу или овощам.
  • Выделять для себя ценности в дружбе и близких отношениях, уметь сохранять дружбу и отношения в позиции «равных».
  • Выбирать самостоятельно кружки и занятия, исходя из своих интересов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я не очень люблю работу по дому, но понимаю, что родителям надо помогать, поэтому иногда пылесошу, мою посуду. Мои прямые обязанности – поливать растения и ухаживать за питоном: кормить, убираться в террариуме, вовремя менять ему воду. Питона хотел я сам – понимаю, что это моя ответственность. Копил на него целый год. Это была моя первая крупная покупка. Вторая – солдатики: я увлекаюсь исторической миниатюрой, составляю боевые композиции. Покупал их онлайн. Оплачивала мама – своей карты у меня нет, я потом отдал ей потраченную сумму наличными. Как раз тогда я подумал, что была бы у меня карта, сделал бы это сам. И теперь точно знаю, что она мне нужна. Карта – это удобно. Можно положить деньги и не бояться их потерять. Можно их не пересчитывать – общая сумма и так известна, а в магазинах можно меньше тратить времени на кассе и не путаться в бумажках.