Чем занимались юннаты в СССР и какими знаниями удивили бы современных детей?

Кружки любителей природы и естественных наук в советские годы были популярны по всей стране.
Чем занимались юннаты в СССР и какими знаниями удивили бы современных детей?
Фарфоровые статуэтки советских пионеров. Getty Images
Президент РФ Владимир Путин предложил возродить в стране движение юных натуралистов.
Содержание статьи

Кто такие юннаты?

Юннаты... так сокращенно называли юных натуралистов, детей в возрасте от 5 до 15 лет, которые посещали внеклассные кружки по изучению природы и естественных наук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем занимались юннаты?

Юннаты наблюдали за природой (растениями и животными), отмечали и подробно документировали особенности развития тех или иных видов. Они помогали совхозам, засаживали деревьями и цветами школьные дворы или придомовую территорию, помогали очищать лес, собирали гербарии (коллекции засушенных растений).

Чему еще учили юннатов:

  • сажать, выращивать и размножать ценные для сельского хозяйства растения;
  • различать сорта растений, определять пригодные для них сельскохозяйственные и климатические условия;
  • работать с ценными дикорастущими растениями или выводить новые сорта.
На сайте Зооинженерного факультета Тимирязевской академии можно отыскать примеры результатов труда советских юннатов. Так юные натуралисты Федякинской семилетней школы Рязанской области в своем школьном саду посадили и вырастили 600 деревьев вишни, 2000 кустов смородины, 1000 кустов малины. В пришкольном питомнике юные садоводы укоренили 7000 черенков смородины, вырастили 2000 саженцев клена, посеяли 30 килограммов семян клена и 2 килограмма косточек вишни.
Юннаты в лесу
Юннаты в лесу
Изображение из книги «Энциклопедический словарь юного натуралиста», 1981 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постепенно юннаты стали самым настоящим движением в стране. У них даже были свои «заповеди».

Главные заповеди юнната:

  1. Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
  2. Все свои наблюдения записывай; что возможно – зарисовывай.
  3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.
  4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
  5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
  6. Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.
  7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на станцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
  8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой была первая станция юннатов?

Своеобразными базами для детей, желающих изучать природу, стали станции юных натуралистов. Они входили в систему Министерства просвещения и могли включать в себя сразу несколько разных кружков (и летние лагери).

Первая такая станция открылась еще в 1918 году в парке «Сокольники». На ее месте сегодня работает Федеральный детский эколого-биологический центр.

Юннаты в поле
Юннаты в поле
Изображение из книги «Энциклопедический словарь юного натуралиста», 1981 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кого приглашали и сколько это стоило?

Согласно афише первой станции, в «Сокольники» приглашали детей рабочих всех возрастов (школьников и рабочую молодежь, которые любят природу). В афише значилось, что практиканты станции будут наблюдать над жизнью пчел, птиц, рыб и прочих животных, а также проводить опыты над растениями. Принимали туда бесплатно, но места, естественно, были ограничены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем это было нужно?

«Заразив» подростков интересом к природе можно было подготовить неплохие кадры для сельскохозяйственных или биологических ВУЗов страны. К тому же, это было просто интересным досугом для детей.
Юннаты в лаборатории
Юннаты в лаборатории
Изображение из книги «Энциклопедический словарь юного натуралиста», 1981 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Станции начинали с экскурсий, участники которых потом возвращались за новыми впечатлениями. Так постепенно практикантов становилось все больше, станции множились, распространяясь далеко за пределы Москвы. К 1975 году по всему Союзу работало 500 таких станций.

Что такого юннаты знали о природе?*

  • в поисках пропитания белки могут мигрировать, причем передвигаются они массово, сплошным фронтом до 300 км и со скоростью 4 км\ч;
  • у бурого медведя прекрасный нюх и зрение, но слышит он хуже, чем собака;
  • кукуруза хорошо переносит недостаток влаги в первой половине лета, во время посадки, но ей нужно особенно много воды во время цветения и налива зерна;
  • кроме распространенных медицинских пиявок (питающихся кровью) существуют также пиявки-хищники, которые питаются, как змеи, заглатывая добычу;
  • водоросль хлорелла (она встречается в пресных водоемах и в морях) может служить источником кислорода в любом замкнутом пространстве (даже в кабине космического корабля), а также ее можно использовать для биологической очистки сточных вод.

* Факты о животных и растениях из советского «Энциклопедического словаря юного натуралиста».