Чем опасен новый wellness-тренд: почему зож-ориентированные инфлюенсеры негативно влияют на здоровье подростков?

Старшеклассники в интернете обращаются к другим детям, заботящимся о своем здоровье, и рассказывают, как им питаться и жить правильно. Чем это опасно?
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Чем опасен новый wellness-тренд: почему зож-ориентированные инфлюенсеры негативно влияют на здоровье подростков?
GettyImages
Содержание

Юные проповедники здорового образа жизни

Клип в Instagram (принадлежит Meta, запрещена в РФ) начинается с предупреждения. «Если вы верите, что "неведение — это блаженство", — говорится в нем, — не смотрите это видео». Пока инфлюенсер нарезает фрукты на разделочной доске, на экране появляется ряд провокационных утверждений — о том, что, по ее словам, на самом деле содержится в арахисовом масле, ванильном ароматизаторе и прочих вкусных, но «сомнительных» продуктах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобные посты стали обычным явлением в мире онлайн-здоровья, где известные люди часто выражают скептическое отношение к истеблишменту и открыто высказываются о теориях заговора. Но что делает эту инфлюенсер-нишу необычной, так это ее возраст. Им около 15-17 лет, они учится в старших классах.

Кто они такие?

Ава Ноу, подросток из Бостона, набрала более 25 000 подписчиков, критикуя ультраобработанные продукты и полезные добавки, пластырь для рта и говяжий жир. В своих постах она утверждала, что йодированная соль «токсична», а фтор — «яд». А ее популярность на платформе, где она выступает под ником @cleanlivingwithava, принесла ей платное партнерство с компанией, производящей зубную пасту без фтора, и сотрудничество с другими брендами, в том числе с тем, который продает «нетоксичные» средства по уходу за кожей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ава Ноу
Ава Ноу
@cleanlivingwithava / Соцсети

Ноу, которая называет себя «стройным тинейджером», — лишь одна из многих молодых инфлюенсеров, которые привлекают внимание других детей своего возраста, заботящихся о своем здоровье. Видеоролики подростков, хотя и содержат сомнительные с точки зрения фактов моменты, подчеркивают желание некоторых из них избежать хронических заболеваний и других проблем, с которыми сталкивались их старшие родственники. «Подростков, которые беспокоятся о своем здоровье, больше, чем вы думаете», — сказала Ава.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что в этом плохого?

Зацикленность подростков на здоровье встревожила некоторых медицинских экспертов, диетологов и педагогов, которые заметили, что некоторые из них испытывают чрезмерное беспокойство о своем физическом состоянии. В старших классах учителя заметили, что «очищения» и «детоксы» популярны среди учеников, как и здоровый образ жизни в целом, отметила Берта Васкес, бывшая учительница средней школы, которая сейчас руководит организацией Generation Skeptics, работающей с педагогами над борьбой с дезинформацией в классе.

Подростки уже давно борются с проблемами, связанными с восприятием своего тела, и расстройствами пищевого поведения, но доктор Жасмин Риз, директор специализированной клиники для подростков и молодых людей в Детской больнице Джонса Хопкинса, говорит, что она стала свидетелем роста числа пациентов-подростков, одержимых едой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Некоторые начали ограничивать порции или делать акцент на определенных питательных веществах. Например, на белке, избегая других. Это приводит ко множеству медицинских осложнений и последствий — не только к потере веса, но и к дефициту витаминов. Подростки получают советы по здоровью от инфлюенсеров, что приводит к ошибочным или упрощенным представлениям. Но теперь ситуация становиться еще более сложной: они не просто прислушиваются к инфлюенсерам в сфере здорового образа жизни, но хотят сами стать инфлюенсерами в этой сфере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так себе эксперты

Анника Зуд, 16-летняя девушка, поклонница таких инфлюенсеров. Ее отец, Брэд Зуд, — инфлюенсер в сфере здравоохранения, у которого есть аккаунт в Instagram @healthydadbrad (принадлежит Meta, запрещена в РФ). В прошлом году Анника решила создать свой собственный аккаунт в TikTok, посвященный здоровью, — @thatcrunchygirlannika. По ее словам, из-за того, что она чувствовала себя плохо из-за ультраобработанных продуктов. С тех пор у нее почти 40 000 подписчиков, которые смотрят видео, как она ходит по продуктовым магазинам и критикует популярные закуски и средства личной гигиены.

Анника Зуд
Анника Зуд
@thatcrunchygirlannika / TikTok
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алекс Сискос, 16-летний подросток из Торонто, ведет страницу о питании и фитнесе в Instagram под названием @juniorfitnutrition (принадлежит Meta, запрещена в РФ), у которой более 300 000 подписчиков. По его словам, чтобы найти вдохновение, он изучает видео популярных инфлюенсеров и пытается адаптировать их для подростковой аудитории. Его обычные видео «Что я ел сегодня» часто рассчитаны на ограниченный бюджет его возрастной группы. Его мать, Алеиша Азиз, сказала, что забота сына о своем здоровье иногда беспокоит ее, но она предпочитает это тому, чтобы он пил энергетические напитки и или что покрепче.

Проблемы из реальной жизни


Даниэль Шайн, дипломированный диетолог из Австралии, рассказала, что недавно узнала, что ее клиентка-подросток искала информацию о здоровье блогерши Анники Зуде. Девушка поверила, что инфлюенсер «действительно знает, о чем говорит» Это вызвало беспокойство Шайн, которая изучает дезинформацию о питании в интернете и считает посты блогеров слишком упрощенными. У ее клиентки было расстройство пищевого поведения, и контент Зуде приводил к дополнительному «стрессу, тревоге и стыду, связанным с едой и питанием».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Шайн сказала, что такие люди, как ее клиентка, должны обращаться за информацией о питании к квалифицированным специалистам, а не к онлайн-публикациям, которые основаны на «страхе» и «сенсациях»: «Питание — это постоянно развивающаяся область, которая требует умения оценивать сложные научные данные и понимать их нюансы. Это не то, что можно легко понять с помощью случайного поиска в интернете или поверхностного контента, созданного неквалифицированными людьми, которые, скорее всего, сами подвержены дезинформации».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама Анника ответила на критику так: «Я полностью понимаю это. Я все еще учусь даже сегодня». Но она с гордостью называет себя «большой любительницей теорий заговора» и приводит в пример то, что, по ее мнению, индустрия здравоохранения и пищевая промышленность хотят, чтобы люди болели. В одном из своих видео она также предположила недоказанную связь между хлопьями и аутизмом.