Придумала выражение «тихий саботаж» (которое уже высмеяли в сети) компания TalentLMS, пишет Yahoo Finance. Он находится где-то между эмоциональным выгоранием, от которого страдают некоторые амбициозные, но перегруженные работой сотрудники, и «тихими увольнениями», когда люди активно отлынивают от работы, которая им больше не нравится. Вместо этого люди, которые «тихо саботируют» свою работу, постепенно начинают чувствовать себя недооцененными начальством и лишенными возможности карьерного роста, хотя работа им в целом нравится.
«Тихий саботаж» — новое модное выражение на работе: что это такое и как на него реагировать?

Что такое «тихий саботаж»?
В результате недовольство и разочарование накапливаются, пока демотивированным сотрудникам не приходится заставлять себя работать, из-за чего их внимание и продуктивность снижаются. По данным Института Гэллаппа, незаинтересованные сотрудники обходятся мировой экономике в 8,8 триллиона долларов в год.
Сотрудники «тихо выгорают»: это молчаливая борьба с чувством неудовлетворенности работой, c которым они мало что могут поделать. Это еще не выгорание, но чувство, которое может к нему привести. Журналисты Business Insider поговорили с работниками, которые рассказали, что они чувствуют и как они с этим справлялись.

Если все так плохо, почему бы этим работникам просто не уволиться, не переехать или не найти другую работу? Конечно, все не так просто. Некоторые люди благодарны за то, что у них вообще есть работа. Недовольные работники тоже могут остаться потому что им нужна зарплата или они боятся, что на другой работе будет то же самое. Перемены могут быть пугающими и рискованными, поэтому зачастую проще всего сохранить статус-кво.
Долгосрочное пребывание на одной и той же работе, то есть сопротивление желанию уволиться, становится обычным делом во время нестабильной экономико- политической ситуации. Так что на смену «тихому увольнению» приходит «тихий саботаж».
Один из участников опроса BI Уилл Реддингтон так описал свои симптомы «тихого срыва»: «Полное отсутствие мотивации, усталость. Постоянное ощущение, что тебя не слышат». Фрэнк Джампьеро, директор по благополучию сотрудников EY, рассказал , что эти сотрудники «чувствуют себя в ловушке». «Учитывая стоимость жизни и то, как я построила свою карьеру, я чувствую себя в тупике, поэтому я просто каждый день прихожу на работу и изо всех сил стараюсь не сломаться к обеду», — сказала 37-летняя Шанель Дуглас, мать-одиночка и специалист по планированию в сфере здравоохранения.
Как справиться с «тихим выгоранием» и не допустить последующее истощение?
«Трещины» (от англ. crack — трещина) в вашем отношении к работе — это постепенное снижение удовлетворенности. Сотрудники день за днем теряют вовлеченность, мотивацию и вдохновение. Однако эти «трещины» часто остаются незамеченными, пока в конце концов все не рушится, отмечает Vice. «Тихое выгорание коварно: оно подкрадывается к сотрудникам медленно, но верно, и не успевают они опомниться, как полностью теряют интерес к своей работе», — рассказал Питер Дурис, генеральный директор и соучредитель карьерного приложения на базе искусственного интеллекта Kickresume.

Будь то результат плохого управления, токсичной корпоративной культуры или отсутствия возможностей для карьерного роста, сотрудник обычно достигает последней стадии выгорания. «Это может происходить по многим причинам, в том числе из-за того, что сотрудники чувствуют отсутствие поддержки со стороны руководства и не видят перспектив в своей работе, — объясняет Дурис. — Если нет перспектив карьерного роста и отсутствует цель, сотрудники могут задаваться вопросом, в чем смысл их работы. Это часто приводит к неудовлетворенности и потере мотивации».
Как правило, «тихий саботаж» возникает на рабочем месте из-за неэффективного управления. В таком случае сотрудникам может быть сложно восстановиться без посторонней помощи. «Тихое недовольство может быть вызвано тем, что руководители не оказывают достаточной поддержки и не выражают признательности, из-за чего сотрудники чувствуют себя недооцененными, — говорит Дурис. — Это часто приводит к отстраненности, и руководителям важно обращать внимание на первые тревожные признаки!»
Как сотрудник, вы можете озвучить свои опасения руководителю. Иногда они могут быть совершенно не в курсе ваших чувств и трудностей. Однако, начав разговор, вы даете им возможность проявить инициативу и помочь — как и должен поступать любой хороший руководитель. Если говорить конкретнее, вы также можете попросить своего руководителя предоставить вам возможности для обучения и профессионального роста. Это может вдохновить вас и повысить вашу мотивацию, а это ключ к преодолению выгорания.
Как вести себя руководителям в такой ситуации?
Работодателям сложнее заметить «тихий саботаж», потому что он развивается постепенно. Как правило, руководители не воспринимают первоначальное недовольство или фрустрацию подчиненных как нечто более серьезное, чем мимолетные жалобы, — до тех пор, пока они не становятся слишком глубокими и укоренившимися, чтобы от них можно было отмахнуться. На этом этапе работники обычно держат свои проблемы при себе и продолжают выполнять работу, которая им неинтересна, но которую они выполняют, опасаясь, что найти новую будет слишком сложно.
Несмотря на то, что они каждый день приходят на работу вовремя и стараются выполнять задачи как можно лучше, плохое самочувствие в целом снижает их продуктивность. Есть ли хорошие новости в связи с тем, что «тихий саботаж» становится еще одной проблемой на рабочем месте? TalentLMS утверждает, что есть, и в опросах люди, страдающие от этой проблемы, предлагают идеи о том, как компании могут предотвратить или устранить ее.

Работодателям советуют «уделять больше внимания обучению и развитию» и придерживаться мнения, что «обучение — это не только инструмент для развития навыков, но и способ повысить уверенность в себе», отмечает Inc. Рекомендуется предоставлять сотрудникам «структурированные программы непрерывного обучения». Компании также могут поощрять сотрудников к самостоятельному определению тем и содержания этих программ, а руководители могут не только предоставлять доступ к этим программам, но и выделять время на работе, которое сотрудники могут использовать для их изучения.
TalentLMS также призывает работодателей обучать менеджеров, которые формируют корпоративную культуру, регулярно получать обратную связь от сотрудников. По возможности такие консультации следует проводить в формате «один на один», чтобы сотрудники могли более свободно высказывать свои опасения, особенно если они способствуют «тихому саботажу».
Наконец, исследование рекомендует публично отмечать работу и достижения сотрудников как недорогой, но эффективный способ повысить моральный дух в коллективе и самооценку сотрудников. Такая оценка не должна быть формальной или вынужденной, она может быть реакцией даже на относительно рутинную работу, которая, тем не менее, приносит пользу компании.
Эти меры по борьбе с «тихим выгоранием» могут показаться еще более обременительными для работодателей, которые и так пытаются свести к минимуму случаи и последствия выгорания, отстраненности и других проблем на рабочем месте. Но TalentLMS утверждает, что конструктивные ответы стоят затраченных усилий с точки зрения удовлетворенности и продуктивности персонала.
«Тихое увольнение — это проблема не только для благополучия сотрудников, но и для бизнеса, — говорится в исследовании. — Когда сотрудники тихо увольняются, они уносят с собой продуктивность, креативность и лояльность. Чтобы решить проблему тихого увольнения, не нужно полностью пересматривать свою стратегию, но нужно прислушиваться, действовать и инвестировать».