Самый распространенный миф: авиатехники — это «механики самолетов, которые чинят детали по схеме». В действительности профессия намного сложнее. Каждый самолет — это высокотехнологичная машина с тысячами взаимосвязанных элементов: двигатели, гидравлика, электроника, навигационные системы. Авиатехник вообще не чинит детали — он проверяет работу систем, выявляет отклонения, оценивает степень износа и принимает решения, необходимые для обеспечения безопасности полета. Ремонт компонентов и агрегатов выполняют специализированные организации, а задача авиатехника — вовремя обнаружить неисправность и предотвратить возможные риски. Каждый шаг требует максимальной концентрации и профессионализма.
Профессия авиатехник: 5 главных мифов, связанные с обслуживанием самолетов

«Авиатехник — это просто механик»
«Нередко встречаются нестандартные ситуации. Например, сигнал датчика может быть нормальным, но при этом на самом деле система работает с отклонениями. Тут важно не только разбираться в технической документации и следовать руководству по эксплуатации, но и понимать, как устроен самолет и как реагируют разные системы в комплексе.

Иногда выявляются дефекты, которые не влияют или лишь незначительно отражаются на работе агрегата в целом. Если заменить оборудование невозможно, инженерно-технический персонал может выпустить воздушное судно в соответствии с MEL (Minimum Equipment List) – документом, определяющим, какое оборудование может быть временно неработоспособным при сохранении требуемого уровня безопасности полета», — объясняет Сабина Ибракова.
«Главное — руки, ум не нужен»
Существует мнение, что работа авиатехника — это исключительно физический труд: открутить, заменить, собрать. На деле это заблуждение. Современные самолеты настолько сложно устроены, что механическая работа — лишь малая часть профессии. Ежедневно авиатехник анализирует данные диагностики и работает с программным обеспечением и документацией.

Иногда работа напоминает настоящее детективное расследование. Получая сигнал о неполадке, нужно пройтись по цепочке, проверить все системы, оценить влияние и найти корень проблемы.
«Например, при самопроизвольном выключении двигателя, засорении фильтров или неисправностях в топливорегулирующей аппаратуре, причиной может стать использование горючего, не соответствующего установленным нормам чистоты и качества. Чтобы определить источник неисправности и устранить ее, необходимо понимать как устроен двигатель и как топливо влияет на его работу. Без анализа, знаний физики и инженерной логики тут никак», — говорит эксперт.

«Все процессы давно регулируют современные технологии»
С развитием технологий некоторые стали полагать, что самолеты сами себя обслуживают, а работа авиатехников со временем станет ненужной. Действительно, автоматизация облегчает некоторые процессы, но она не заменяет реальных специалистов. Современные системы могут проводить диагностику, фиксировать ошибки и даже рекомендовать действия, но именно человеческий опыт позволяет понять, что делать в нестандартной ситуации.

Автоматика не может оценить риски, нюансы работы в разных погодных условиях или особенности конкретного самолета. Машина покажет, что есть ошибка, но решение о том, как ее устранить безопасно и эффективно, остается за специалистами.
«Обслуживание самолета, начиная от визуального осмотра и диагностики и завершая заменой отдельных агрегатов, требует не только профессиональных компетенций, но и ловкости, а также умения работать в ограниченном пространстве, что сложно автоматизировать. Некоторые узлы самолета находятся в труднодоступных местах — например, при установке уплотнений на двигателе без участия специалиста обойтись невозможно. Или во время диагностики двигателя авиатехнику приходится полагаться на собственные ощущения — он может услышать необычный звук, почувствовать нехарактерную вибрацию или заметить неочевидные следы износа», — отмечает Сабина.

«Авиатехники — просто исполнители»
Еще один миф: авиатехники просто выполняют чужие указания. На самом деле специалисты сами планируют проверки, организуют и контролируют ремонтные работы, согласуют действия с экипажем и диспетчерами, ведут документацию и принимают оперативные решения на месте. От их действий напрямую зависит безопасность рейса: своевременная диагностика, правильная интерпретация показаний и корректные решения о допустимости полета — все это в зоне ответственности авиатехника.

«Каждый авиатехник может стать пилотом»
Некоторые думают, что авиатехник — это «потенциальный пилот», ведь он знает воздушное судно изнутри. На деле это два абсолютно разных пути. Пилоты и авиатехники имеют разную подготовку, требования к психофизическим качествам и навыкам. Знание устройства самолета помогает понять его работу, но не делает человека готовым управлять им в воздухе.
«Авиатехники проходят обучение по технической эксплуатации воздушных судов, делая упор на поиск и устранение неисправностей систем. Пилоты же изучают летную эксплуатацию — фразеологию радиообмена, воздушную навигацию, авиационную метеорологию — то, что не входит в программу подготовки авиатехников.Также пилотам необходимо иметь свидетельство (лицензию), проходить регулярно ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию) и отрабатывать нештатные ситуации на тренажерах. Для авиатехника это не требуется: они проходят обучение и стажировку на конкретный тип воздушного судна (в части технического обслуживания), сдают МКК (местную квалификационную комиссию), экзамен в Росавиации и получают свидетельство специалиста с отметкой категории», — рассказала авиатехник-инспектор.

Многие мечтают о полетах, но профессия авиатехника не готовит к пилотированию. Специалисты создают условия, чтобы самолет мог лететь безопасно, но управление — это уже совсем другая история.
Работа авиатехника — это сложный и многогранный процесс, требующий знаний, опыта, аналитических навыков и ответственности, а не просто механическая работа. Современные авиатехники — ключевые специалисты, без которых полет невозможен. Развенчивая мифы, мы понимаем, что эта профессия сочетает в себе интеллект, пунктуальность и опыт, и именно поэтому она остается одной из самых уважаемых в авиационной индустрии.
