Не пишите сообщения и не отвлекайтесь на смартфон: новые правила офисного этикета

В то время как генеральный директор JP Morgan критикует сотрудников за то, что они уделяют своим смартфонам больше внимания, чем коллегам, все больше людей задается вопросом, как изменились базовые правила офисного этикета.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Не пишите сообщения и не отвлекайтесь на смартфон: новые правила офисного этикета
GettyImages
Содержание

Мы забыли, как вести себя на работе

«Неуважение». Это слово Джейми Даймон, исполнительный директор крупнейшего банка мира JP Morgan, использовал, чтобы описать поведение своих сотрудников на совещаниях. Почему? Потому что они часто читают личные сообщения или просматривают электронную почту, отметил он в своем ежегодном письме акционерам: «Я постоянно вижу на совещаниях людей, которые получают уведомления и личные сообщения или читают электронную почту. Это нужно прекратить... Это пустая трата времени». Вместо этого Даймон подчеркнул необходимость «придавать значение встречам», заявив, что он всегда уделяет «100% своего внимания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ненавидеть таких начальников и разжигать народное восстание среди коллег против корпоративных хозяев. Но все же нельзя отрицать тот факт, что эта просьба — чтобы сотрудники на совещаниях были сосредоточены, а не постоянно печатали на ноутбуках или отвлекались на телефоны — вполне разумна и обоснована.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Странно читать слова Даймона и осознавать, насколько сильно изменилась офисная жизнь за последние пять лет. Наверняка, многие с трудом могут вспомнить, когда в последний раз приходили на совещание и сидели там до конца, будь то 15 минут или час, не проверяя рабочие чаты и социальные сети, не просматривая электронную почту, не отправляя сообщение за сообщением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это кажется приемлемым только потому, что мы редко занимаемся этим в одиночку. Обычно мы находимся в комнате, где есть другие люди, которые делают то же самое. Но когда же такая вопиющая невнимательность стала стандартной практикой? Когда самые базовые принципы офисного этикета были непоправимо нарушены? Короче говоря, когда мы все вместе забыли, как вести себя на работе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зависимость от гаджетов

Возможно, новая «культура» связана с коварным распространением смартфонов и, как следствие, зависимостью от них. Еще пару десятилетий назад никто прямо не говорил, что запрещено пользоваться личным телефоном на работе, — просто было «понимание» по этому поводу. Его держали в сумке или кармане, проверяли во время обеда, а потом убирали обратно до конца рабочего дня. Рабочее время — это рабочее время: возможно, придется отвечать на личные звонки, но это было исключение, а не правило.

Постепенно границы между личным и профессиональным начали стираться. Был ли в этом виноват стремительный рост социальных сетей? Переход от текстовых сообщений к онлайн-сервисам обмена сообщениями, таким как WhatsApp (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ), из-за которых мы стали ожидать мгновенных ответов и чувствовать необходимость их отправлять? Какой бы ни была причина, мы медленно, но верно превращаемся в зависимых от гаджетов. Оставлять смартфон в сумке? Это вряд ли. Мы едва ли можем оставить наши смартфоны на столе, когда идем в туалет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
prostooleh / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно исследованию Ofcom, опубликованному в прошлом году, среднестатистический человек ежедневно проводит в интернете около четырех с половиной часов, а люди в возрасте от 18 до 24 лет — более шести часов. Отдельное исследование, проведенное HR Review, показало, что 60% британцев не могут провести целый рабочий день, не проверяя свой телефон. Действительно шокирует, что 40% удается работать с утра до вечера, не глядя в мессенджеры и соцсети. Какой же безумной, титанической силой воли должны обладать такие люди? Верится в это с трудом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отказ от аналогового способа ведения заметок

Медленное угасание аналогового способа ведения заметок — например, с помощью старой доброй ручки и бумаги — стало еще одним гвоздем в крышку гроба для совещаний, на которых не отвлекаются. Большинство сотрудников записывают свои идеи или тезисы для обсуждения в цифровом формате, так что у них нет другого выбора, кроме как обращаться к устройству. Как только оно оказывается у вас в руках, конечно же, возникает соблазн быстро ответить на электронное письмо, поставить лайк, начать листать соцсети и не останавливаться...

Влияние пандемии

Нельзя недооценивать влияние на офисную этику и пандемии из-за ковида. Период самоизоляции и удаленки изменил представления о том, какое поведение является приемлемым на работе. Как иначе, если для многих работников жизнь в офисе в одночасье превратилась в жизнь в домашнем офисе? Это был огромный культурный сдвиг, и одним из самых больших отличий стали совещания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Drazen Zigic / Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время как во время карантина видеозвонки были необходимой заменой реальным встречам, вовлеченность резко упала. После того, как новизна прошла, в половине случаев коллеги даже не утруждали себя тем, чтобы включить камеру или звук. На совещаниях в Zoom или Teams некоторым казалось, что они говорят в пустоту. Для многих собрание служило лишь звуковым фоном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно одному опросу, в котором приняли участие 1000 человек, 80% признались, что отвлекаются на виртуальных встречах чаще, чем на личных, при этом 86% признались, что отправляют сообщения, а 75% — что выполняют другую работу одновременно. Наука подтверждает это отсутствие вовлеченности. Одно исследование, опубликованное в журнале «Нейровизуализация», показало, что при взгляде на лицо другого человека через экран компьютера уровень активности определенных участков мозга и социального возбуждения ниже, чем при встрече с ним в реальной жизни.

Привычки зумеров

Все это создало опасный прецедент. Возможно, мы и вернулись в офис, но так и не вернулись к прежнему образу мышления. У молодых сотрудников поколения Z изначально не было ориентиров, поскольку они впервые столкнулись с миром работы в качестве полностью удаленных сотрудников. Как они могли знать, что скроллить TikTok, пока кто-то стоит перед вами и делает финансовую презентацию, — это не то же самое, что делать это незаметно во время конференц-связи?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что ждет корпоративную культуру в будущем?

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается остальных из нас, то, хотя у нас нет такого же веского оправдания, наше плохое поведение, тем не менее, можно понять. Переход на удаленную работу и гибридный формат также ускорил переход к культуре постоянного присутствия в сети, когда мы всегда на связи и уведомления отвлекают нас по сотне раз в день. Многозадачность на бесконечных платформах и переключение между задачами и вкладками, как вечно жужжащий комар, который не может надолго остановиться, стали нормой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы не сдерживаем себя во время встречи, не потому что мы грубы. Мы делаем это, потому что навязчивое желание постоянно держать свои мозги и пальцы занятыми уже кажется нам непреодолимым. Мы делаем это, потому что как будто автоматически чувствуем вину за то, что «делаем недостаточно» в ту секунду, когда останавливаемся, сосредотачиваемся и уделяем кому-то все свое внимание.

Мы делаем это, потому что просто не можем не делать этого. Вероятно, Джейми Даймон прав, и над современным офисным этикетом нужно серьезно поработать. Но проблема гораздо глубже, чем проверка Outlook в понедельник утром. И для ее решения потребуется более масштабная перестройка корпоративной культуры, чем просто необходимость оставлять телефон на рабочем столе.