6 качеств известных миллионеров, которые помогли им прийти к успеху

Вы можете потратить два года и кучу денег на получение степени MBA в Гарварде — или несколько минут на беседу с умными богатыми людьми, которые делятся своим опытом.
6 качеств известных миллионеров, которые помогли им прийти к успеху
Getty Images
Наш корреспондент выбрал второй способ, подкараулив расслабленных воротил бизнеса во время отдыха на палубе круизного лайнера. Прислушайтесь к их советам. Разве вам не нужен миллион долларов?
Содержание статьи

Мы торжественно перемещаемся вдоль побережья Бразилии на круизном лайнере Crystal Serenity, одном из самых роскошных в мире. В деловых столицах на севере сейчас слякоть и сезонная депрессия. А на палубе лайнера пассажиры нежатся под лучами солнца возле бассейна, потягивая «кайпиринью». Трехмесячный круиз вокруг света в каморке на третьей палубе обойдется в $50 000, в пентхаусе с верандой — в полмиллиона. Большинство мужчин на борту — пенсионеры, причем, разумеется, богатые и успешные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В пору их молодости уже можно было получить степень MBA (Master of Business Administration, образовательный курс для руководителей среднего и высшего звена в бизнесе), первым подобное обучение ввел Гарвард в 1908 году. Но лишь немногие из миллионеров на палубе лайнера имеют такую степень. На самом деле некоторые из них даже не закончили школу.

«Большинство по-настоящему успешных людей никогда не посещали бизнес-школы, — говорит Филип Делвс Бротон, автор нескольких бестселлеров по менеджменту и финансам. — Такая ситуация невозможна в медицине, например, или в юриспруденции. Любой успешный юрист имеет юридическое образование. Но далеко не каждый успешный бизнесмен имеет степень MBA».

Из 25 самых богатых людей мира только у одного есть степень MBA. При этом 13 из них сами основали компании, которые принесли им миллиарды. Поэтому мы рассказываем вам не про программы различных бизнес-курсов, а про жизненный опыт людей, которые умеют зарабатывать.

Нажми и смотри

Правильные приоритеты

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рольф Иллсли

Отслужив в армии во время Второй мировой, Иллсли основал компанию по разработке и производcтву просветляющих покрытий для разного рода оптических линз. Сегодня технологии Optical Coating Laboratory используются при производстве спутников, компьютерных мониторов и плоских телевизоров.

Совет: Составьте список, но не того, что вы хотите сделать, а всего того важного, что вы хотите видеть в своей жизни к определенному возрасту.

Как это сделать

«В 1960 году, когда мне было 38 лет, мне предложили $1 миллион за мою компанию, — вспоминает Иллсли. — В то время это были большие деньги, поэтому я крепко задумался. Я решил составить список того, что для меня было действительно важно: 1) когда мне будет 80, я хочу чувствовать, что не зря прожил жизнь; 2) хочу быть в здравом уме, не потерять самоуважение и достоинство, не быть одиноким; 3) быть в добром здравии; 4) испытывать приятное волнение от того, чем занимаюсь; 5) иметь свободу и душевное спокойствие; 6) не думать, что кто-то (или сама судьба) несправедлив ко мне; 7) иметь достаточно денег для всего вышеназванного; 8) быть свободным от разочарования; 9) быть уверенным в себе, но не самолюбивым; 10) не накупить слишком много недвижимости, которую надо обслуживать; 11) самому принимать решения и планировать свое время. Так что деньги не были самоцелью. Я отказался от предложения, и сегодня, когда мне 91 год, я с гордостью могу сказать, что достиг всего, что было в том списке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это работает

«Из чего на самом деле состоит хорошая работа? Она дает вам чувство потраченного с пользой времени, ценности и самоуважения, — комментирует Уоррен Беннис, профессор менеджмента Университета Южной Калифорнии. — Составить такой список — отменная идея, но в современном быстроменяющемся мире вам, возможно, придется пару раз в год вносить в него изменения».

Кадры решают все

Майкл Фохт

У него нет высшего образования, зато он добрался до поста президента и операционного директора медицинской корпорации Tenet Healthcare. За 20 лет его управления Tenet выросла с 35 до 114 больниц в 16 штатах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совет: Пусть за вас работают правильные люди.

Как это сделать

«В одной из моих больниц начальником административной службы работал парень, которого я прозвал "одуванчиком", — он вечно был лохматый. А еще он постоянно ныл, и это сводило меня с ума. Так что однажды я взял и уволил его. Это оказалось ошибкой. Если бы я внимательно изучил его работу, то понял бы, что он отличный администратор. Я согласен, что в школах MBA будущему топ-менеджеру дают хорошую теоретическую базу, но работать с людьми там не учат вовсе. А для меня именно в этом и заключается ключ к успеху: понять задачу, найти сотрудника, который лучше всего справится с ней, а потом просто терпеливо наблюдать, как идут дела, отделяя его личные качества от профессиональных».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это работает

«Чем выше вы поднимаетесь по управленческой лестнице, тем большую роль в вашем успехе начинают играть другие люди, поскольку вы уже не можете делать все сами, — поясняет Делвс Бротон. — В бизнес-школе Гарварда есть куча изощренных курсов. Но когда выпускников школы через пять лет после окончания спросили о том, что бы они хотели узнать, если бы можно было вернуться в Гарвард, один из них заявил: "Я хотел бы, чтобы меня научили разговаривать с водителями грузовиков".

Знание — сила

Билл Хотрам

Покинув в 1982 году государственную налоговую службу, он основал консалтинговую фирму по вопросам налогообложения, которая в один день стала крупнейшей в Онтарио. Ему принадлежит два особняка в Канаде и один на Мальте, а шесть месяцев в году он проводит в отпуске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совет: Войдите в 3% людей, которые знают нечто полезное

Как это сделать

«Однажды я услышал один совет от гуру мотивации Джима Рона, и он мне очень понравился, — говорит Билл Хотрам. — по его словам, все, что нужно знать человеку для успеха, уже написано, но только у 3% американцев есть абонемент в библиотеку. И отправился за новыми идеями в книжный. За прошедшие с тех пор годы я прочел, наверное, 1500 книг с бизнес-советами». Билл отмечал понравившиеся советы звездочками: 1 — «хороший», 2 — «довольно хороший», 3 — «очень хороший», 4 — «ух ты, стоит пустить в дело!». «Четырехзвездочные» суждения и идеи он заносил в базу данных. Сегодня в базе около 50 000 отобранных Хотрамом цитат, распределенных по категориям для быстрого поиска («наем», «увольнение», «переговоры» и т.д.). Когда возникает проблема, он просто обращается к этой копилке знаний и выбирает решение — обычно оно срабатывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это работает

«Некоторые студенты по завершении программ­ы MBA считают, что теперь знают все, — говорит профессор Уоррен Беннис (автор 30 книг о бизнесе и лидерстве). — Я бы не нанял ни одного из них на работу. Я ищу человека, который идет по жизни с поднятыми от удивления бровями, который не растерял тягу к новому, который хочет стать лучше и постоянно учится».

Машина времени

Лин Ву

Родившись в Пекине, он работал на фабрике по производству метел, а потом получил стипендию на обучение в Колумбийском университете по специальности «Электротехника». За 35 лет работы в Силиконовой долине он основал три компании. Последний стартап, ICS, обеспечил Лин Ву на всю оставшуюся жизнь.

Совет: Вы слишком заняты, чтобы сидеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это сделать

«На большинстве корпоративных совещаний люди борются со сном, попивая кофе и закусывая орешками, — говорит Лин Ву. — Просто невероятно, сколько времени тратится впустую. Когда в наших компаниях шли большие проекты, я проводил совещания с ключевыми сотрудниками каждый день, используя два правила: я назначал встречи на 5 вечера, когда все уже устали и хотели домой. И я не позволял никому садиться. Так все могли сфокусироваться и работать эффективно. У нас никогда совещания не длились дольше часа, в большинстве случаев мы укладывались в 20–30 минут».

Почему это работает

«Гуру менеджмента Том Питерс говорил, что самым главным условием успешного бизнеса является "готовность действовать немедленно", — цитирует Делвс Бротон. — Обладатели степени MBA любят проводить совещания и обсуждать все до мельчайших подробностей, поскольку их научили этому в бизнес-школах. Но пока говоришь, оттачивая детали, ты откладываешь действия. Такая мелочь, как отсутствие стульев на совещании, имеет огромное мотивирующее значение, поскольку она говорит: "Нужно идти вперед, а не сидеть тут". Так проводят совещания у военных». В известном исследовании, проведенном Университетом штата Миссури, две группы испытуемых проводили совещания: одна — «сидячие», другая — «стоячие». И по результатам все равно приходили к одинаковым решениям. Так в чем разница? «Сидячие» летучки продолжались на 34% дольше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Харизма города берет

Томми Швайгер

Родился в Великобритании, бросил школу в 15 лет, чтобы заняться продажами мужских рубашек. Основатель компании, которая владеет правами на использование персонажей «Star Wars» и студии Disney, Барби, Спайдермена и др. в оформлении домашнего текстиля (например, постельного белья).

Совет: Станьте убедительным

Как это сделать

«Любой бизнес — это шоу-бизнес, — говорит Томми Швайгер. — Ты постоянно как на сцене, и твоя индустрия смотрит на тебя оценивающе... Вы должны быть артистом и уметь донести информацию о товаре так, чтобы потенциальные покупатели и поставщики рухнули к вам в объятия. Первым, кто дал разрешение на использование своих логотипов в моей продукции, был знаменитый футбольный клуб Manchester United. У того парня из MU, с которым я вел переговоры, была власть, но у меня была "хуцпа". Это слово на идише означает и манеру поведения, и жизненную позицию в целом — это чувство собственного достоинства, всякое отсутствие робости и стеснительности, хладнокровие и уверенность в себе. Этому нельзя научиться по книгам. Хуцпу надо тренировать — в разговорах с людьми, рукопожатиях, похлопываниях по спине... Моя хуцпа тогда позволила мне немедленно заключить сделку, хотя в бизнесе у меня было немало проблем. Но я был уверен, что смогу сделать это... Успешные люди знают, где искренность переходит в болтливость, уверенность — в наглость, а убежденность — в козлиное упрямство. Знают и не переходят эту границу, хотя постоянно находятся рядом с ней».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это работает

«Студенты MBA считают, что бизнес делается с помощью таблиц, презентаций и электронной почты, — иронизирует Делвс Бротон. — Но это лишь часть процесса, которая вовсе не гарантирует успех. Я встречал много умных людей из мира бизнеса. У них были отличные идеи, но в бизнесе им не удалось добиться успеха. Очень многое в лидерстве зависит от хуцпы».

Страсть как хочется

Кит Стейнер

Он был дежурным на телефоне в службе клиентского сервиса только что созданной телекоммуникационной компании MCI в начале 1980-х. А дорос до старшего вице-президента компании. В 1998 году WorldCom поглотила MCI, что позволило Киту уйти на пенсию в возрасте 47 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совет: Потерять работу — нормально. Главное — не потерять страсть к ней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это сделать

«Большинство парней строит карьеру с одной целью — добиться повышения доходов, — говорит Кит Стейнер. — Это неправильный подход. Глупо выбирать работу только на основании того, где тебе больше заплатят. Надо искать должность и компанию, которые вызывали бы у вас, не побоюсь этого слова, страсть. Одна из причин моего успеха в том, что я любил то, чем занимался. MCI была маленькой компанией, когда я пришел туда. Мы творили историю, создавая первую в Америке телекоммуникационную сеть, конкурировавшую с AT&T. Это была захватывающая задача, так что я с удовольствием задерживался на работе до ночи и никогда не жаловался на стресс, несмотря на тяжелый трудовой ритм».

Почему это работает

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Большинство пытается купить билет в мир, который уже создан, — говорит Делвс Бротон. — Они хотят встроиться в существующую корпоративную структуру. Но самые успешные бизнесмены заставляют мир подстраиваться под них. Проще говоря, вы скорее сделаете прибыльным и перспективным проект, который будоражит вас самого (пусть другим поначалу он казался полной ерундой), чем повторите чужой успех в проверенных областях. Когда вы найдете свою страсть — этот сплав того, что вы хотите делать, и того, в чем вы хороши, — награда не заставит себя ждать. Специалисты по корпоративной стратегии называют такую страсть "устойчивым долгосрочным преимуществом". Она позволяет вам не только работать больше и быть лучше ваших конкурентов сегодня, но и удерживать это преимущество в течение всей карьеры».