Как не стать безработным в кризис?

Что делать, если вы находитесь под угрозой сокращения? О том, как быстро сориентироваться, чтобы не остаться не у дел, рассказал специалист в стратегическом маркетинге.
Как не стать безработным в кризис?
unsplash.com
Трудно спрогнозировать наверняка продолжительность экономического кризиса, поэтому стоит всегда держать руку на пульсе.
Содержание статьи

Бизнес, страдающий от кризиса, ведет себя по тому же принципу, по которому вы планировали бы расходы, оказавшись в сложных финансовых условиях, особенно если они непредсказуемы в части дальнейшего поступления средств. В первую очередь из списка (если вы, конечно, не закоренелый шопоголик с зависимостями) уходят вещи из категории «еще одна сумочка» и предметы далеко не первой необходимости, уменьшаются расходы на развлечения. В худшей ситуации остается только то, что закрывает потребности жизнеобеспечения: еда, лекарства, расходы на жилье.

Нажми и смотри

Где сегодня хорошо, а где — не очень?

Традиционно хуже всех в кризис чувствуют себя банковская сфера и страховой бизнес. Тяжело приходится производителям автомобилей и автодилерам, девелоперам и строительным компаниям. Плохо розничным сетям, продающим одежду, обувь и спортивные товары. Страдает рекламный бизнес, если это не диджитал, и компании, которые его обслуживают, — типографии например. Туристические агентства, ориентированные на направления долларовой и еврозон не могут похвастаться прибылью на уровне прошлых лет. Кризис негативно отразился на тех агентствах по трудоустройству, у которых не было многолетних выстроенных отношений с клиентами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В списке чувствующих себя хорошо отечественные производители сельскохозяйственной продукции, фармацевтическая индустрия, нефтегазовая и смежные с ней отрасли. Производители и компании, работающие на экспорт, в принципе, чувствуют себя намного комфортнее тех, кто занимается импортом. На подъеме дешевые розничные сети. Активно развиваются продажи через интернет-компании: раньше не рассматривавшие для себя подобную бизнес-модель сейчас готовы вкладывать деньги в ее развитие, понимая, что это самый верный путь сэкономить на издержках, связанных с арендой и персоналом. Кризис не отразился на индустрии интернет-игр. Комфортно чувствует себя IT-сектор, особенно компании, работающие на западных заказчиков. Ситуация никак не повлияла на нишевые бизнесы, предлагающие продукты с минимальной емкостью рынка, например уникальные ингредиенты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто под угрозой?

Посмотрим теперь, что происходит с кадрами, ведь за этим общим словом стоите именно вы.

Итак, компании в первую очередь экономят бюджет на функциях, не приносящих очевидной прибыли. Юристы, бухгалтерия и финансы, кадровики, IT, секретариат, водители и охранники... В лучшем случае в эти отделы просто заморозят найм. В приемлемом варианте часть сотрудников выведут за штат либо предложат другие условия. В худшем — оставят минимум людей, чья работоспособность и компетенции наиболее высоки. Далее в зоне риска функции, загруженность которых напрямую зависит от объема бизнеса. Например, спортивному клубу, где в несколько раз сократился поток клиентов, уже не нужно прежнее количество тренеров; автосалон, если продажи упали вдвое, не будет держать прежнее количество продавцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подумайте, без каких функций не может обойтись ваш работодатель. Вы работаете именно в этом отделе — поздравляю, первый «фильтр» пройден! Смотрим глубже.

Как понять, что вы в зоне риска?

В спокойные времена большинство компаний, а особенно их привилегированные, несущие «золотые яйца» подразделения, занимались наймом людей «на всякий случай», дробили функционал, разгружая своих сотрудников. Когда начинаются сокращения, этим подразделениям тоже приходится идти на жертвы. Поэтому первый вопрос, который стоит себе задать: «Может ли компания без меня обойтись?» Ведь если вы — уникальный специалист, которому сложно найти замену, с вами вряд ли расстанутся. Второй, не менее важный вопрос: «Понимает ли компания мою ценность?» Зачастую, особенно в больших компаниях, совершенно не очевидно, чем занимается рядовой сотрудник. «Продавать» себя, свою команду, подразделение — очень полезный навык, который к тому же помогает разобраться и проанализировать функционал и занятость, заранее и самостоятельно выявить «слабые места».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда решение о сокращении конкретных людей уже принято, повлиять на ситуацию практически невозможно. То, о чем пойдет речь ниже, — ранние признаки надвигающейся угрозы — этап, на котором, если вы действительно хотите остаться в компании, ситуацию еще можно поменять в свою пользу. Только вот действовать стоит начать немедленно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, вероятнее всего вы находитесь в зоне риска, если: вам перестали поручать ответственные задания и перспективные проекты, просят заполнить почасовой график работы, перестали вовлекать в командные проекты, ваша последняя оценка ниже средней, и есть пожелания руководства повысить качество вашей работы. При прочих равных сокращение может грозить вам, если вы находитесь на испытательном сроке либо недавно пришли в компанию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как действовать?

Прежде всего, сформулируйте свою ценность для компании, оцифруйте свой участок работ. Например, пиар-менеджер может просчитать стоимость размещенных с его подачи материалов, подсчитав, во сколько бы обошлось компании подобное размещение рекламы за деньги. Если ваша зона ответственности узкая (например, вы работаете в кадрах и отвечаете только за обучение сотрудников), расширьте свои навыки и функционал, изучив, к примеру, тему оценки и мотивации персонала.

Нажми и смотри

Очень важно стать заметной, брать на себя больше задач и проектов, справляться с ними качественно и в срок. Подумайте, в каком направлении может развиваться ваше подразделение и что делают лидеры индустрии. Компании очень задумываются о том, какими они будут через 5−10−15 лет и какой продукт будет востребован рынком. Все — инновационные, сокращающие издержки, увеличивающие продажи, уменьшающие риски — кейсы рынка вам в помощь. Если вы докажете свою ценность, повысите уровень знаний, предложите прорывной и перспективный проект, новые «работающие» идеи, руководство как минимум задумается, а стоит ли терять такого человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если ваше решение — уйти

Имеет полное право на жизнь вариант, когда, поняв, что вам грозит сокращение, вы выбираете уйти. В таком случае обязательно сохраните хорошие отношения, получите рекомендации и договоритесь о компенсации. Стоит помнить, что добровольно и самостоятельно зону комфорта покидают немногие. А примеров, когда под влиянием обстоятельств начиналась новая, более интересная, насыщенная и яркая жизнь, достаточно.

Выйдя на рынок, будьте максимально проактивной. Правильно оцените себя, поймите, чем вы будете готовы пожертвовать, а чем — нет. Сделайте емкое, краткое, грамотное и максимально информативное резюме. Не используйте модный формат инфографики — ищущие персонал сегодня просматривают сотни резюме в день и, увидев непривычный формат подачи информации, не станут в него вникать. Заручитесь рекомендациями бывших коллег и руководителей, зарегистрируйтесь на ресурсах, где кадровики и агентства ищут людей. Как минимум это linkedin, если вы руководитель, либо Headhunter, если вы рядовой сотрудник. Добавьте в список контактов linkedin кадровиков компаний, которые вас интересуют, и рекрутеров агентств. Разместите посты о поиске работы в тематических группах соцсетей и на личной страничке. По нескольку раз в день просматривайте ленты и оперативно откликайтесь на публикации интересных вам вакансий. Напишите напрямую в компании, где вам хотелось бы работать, обосновав, почему ваша кандидатура может быть им интересна. Помните, что сегодня особенно ценят «бойцов», умеющих работать в ситуациях, когда меняются цели и решения, в условиях нестабильности и стресса. Ищите бизнесы, набирающие людей, и, выбирая нового работодателя, помните, что крупные компании более устойчивы в кризис.

Пусть все ваши знакомые, друзья, друзья друзей знают, что вы в активном поиске, но ни в коем случае не устраивайте обсуждений на тему «все сложно и плохо» с подругами. Обязательно сохраняйте положительный настрой, занимайтесь спортом, участвуйте в благотворительных проектах, заводите новые знакомства. Увидите, обстоятельства обязательно сложатся к лучшему!

Вера Романова, директор по развитию бизнеса агентства Theoptimist, создатель коуч-проекта www.mycareerstart.ru