Как научиться управлять самолетом: пилот Карен Новицкий рассказывает о своей профессии

С самого детства работа пилота у многих вызывает любопытство, и именно эта профессия является одним из самых распространенных ответов детей на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь». Люди этой сложной специальности – действительно прекрасный пример для подражания, ежедневно они несут ответственность за сотни людей, и их труд вызывает восхищение.
Редакция Men Today
Редакция Men Today
Как научиться управлять самолетом: пилот Карен Новицкий рассказывает о своей профессии
GettyImages

Конечно, рабочие дни пилота сильно отличаются от повседневных будней многих людей. Специально ко Дню работника гражданской авиации пилот S7 Airlines Карен Новицкий решил рассказать читателям, как проходят рабочие будни представителей этой непростой, но интересной профессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда люди узнают, кем я работаю, конечно, начинают засыпать вопросами. В основном больше всего интригует, как удается управлять такой сложной машиной, как все устроено, зачем столько кнопок, что каждая из них означает и так далее. Хотелось бы сказать, что есть какой-то особый секрет, но тут как любом деле: годы учебы, тренировок, теории и практики и любовь к выбранной профессии. Когда спрашивают, что нужно, чтобы стать пилотом, отвечаю: первое и самое главное – это мечта и желание летать. Без этого дорогу в небо мало кто осилит.

Карен Новицкий
Карен Новицкий
Фото предоставлено героем статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой путь я начал в 2011 году, когда поступил в Сасовское Летное Училище Гражданской авиации сразу после окончания школы. В качестве курсанта летал на трех учебных типах самолетов: Як-18т(36с), Cessna-172 и LET410UVP. Выпустился в 2015 с общим налетом 150 часов.

Сейчас я пилот в S7 Airlines, летаю на Airbus A-319, 320 и 321. В своих социальных каналах рассказываю об опыте полетов именно на этих самолетах, а также о авиационных фактах, технических процедурах, подготовке судна к полету. Самолет, конечно, требует тщательной подготовки, но если относиться к нему трепетно, он отвечает тем же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Описать «типичный рабочий день» не трудно, потому что одинаковые дни, как и в любой профессии, бывают: стандартные процедуры, документы, проверки систем для безопасного выполнения полета. Но есть и безусловные особенности в трудовых буднях пилота – например, разворотные короткие рейсы или длинные эстафетные совсем по-разному организуют рабочий график.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено героем статьи
Начало рабочего дня по индивидуальному графику

Восьмичасовой рабочий день и график 5/2 – совсем не про нашу профессию. Смена может начаться как в 5 утра, так и в 22 вечера. Такой график складывается из составленного расписания рейсов для каждого пилота авиакомпании. Расписание рейсов на каждый месяц пилотам составляет специальный отдел планирования экипажей. В нашей авиакомпании график рейсов приходит на месяц вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При составлении расписания отдел планирования учитывает такие важные моменты, как рабочее время, допуск по категориям, допуск к полетам на конкретный аэродром, налет в часах, наличие сертификата по английскому языку и многое другое. Для отслеживания расписания мы используем приложение Ecrew, где также содержится информация о воздушном судне, номере рейса, плановых стоянках, количестве пассажиров и общем рабочем времени. Иногда в расписании бывают изменения, и если до вылета остается менее 18 часов – нас оповещают по телефону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено героем статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Такая же работа в офисе

Кабина управления самолетом – это основной «офис» пилота. Однако привычная «бумажная» работа также присутствует – как правило, мой рабочий день начинается в обычном офисном кабинете, где перед полетом пилоты заполняют документацию и подробно ознакамливаются с погодными условиями местности, в которую планируется перелет. Примерами таких документов являются METAR и TAF. METAR – это сводка с актуальными данными о погоде, содержащая, например, информацию о направлении и скорости ветра, атмосферном давлении и температуре. METAR обновляется каждые полчаса, в отличие от TAF – прогноза погоды на ближайшие сутки. TAF содержит данные о видимости, облачности, погодных явлениях и помогает спрогнозировать полет. Помимо работы с документами, рабочие часы в офисе включают теоретическую подготовку для поддержания квалификации, а также стандартную медицинскую проверку. Перед каждым рейсом пилоты проходят осмотр у врача, который оценивает их физическое и психологическое состояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено героем статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Резервы. Как «нарушается» рабочий график пилота

Пилоты и бортпроводники – тоже люди, которые могут заболеть, проспать или застрять в пробке. Именно поэтому авиакомпании предусматривают «резервы» (или по-другому дежурства). Дежурство назначается для выполнения любого рейса из плана полетов, в случае, если требуется замена в плановом экипаже. В свой резервный день пилот должен оставаться на связи и в пределах часа езды до аэропорта на случай непредвиденных ситуаций и возможного вызова в аэропорт для выполнения рейса. Такое дежурство считается полноценным рабочим днем сотрудника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Резервы предусмотрены не более четырех раз в месяц и это всегда лотерея: можно весь день провести в ожидании звонка и его не получить, а можно внезапно улететь в недельную командировку в Нерюнгри.

Эстафеты

Не все рейсы осуществляются одним и тем же экипажем. В случаях, когда полет занимает дольше шести часов в одну сторону, появляется риск не уложиться в рабочие часы экипажа, 12 или 13 часов, и нарушить регламент. Для таких случаев предусмотрены эстафеты – длительные перелеты, после которых самолет передается новому экипажу, в то время, как первый остается на месте прибытия на протяжении нескольких дней или даже недель.

Фото предоставлено героем статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время эстафет у меня и моих коллег появляется возможность погулять по городу, оценить местную кухню и достопримечательности и просто отдохнуть. В это время команда проживает в отелях или гостиницах, с которыми авиакомпания заключает контракт. Помню, как в 2018 году впервые полетел эстафетой в Испанию в Аликанте, и потом часто посещал этот прекрасный город. Однажды после передачи самолета другому экипажу остался там на четыре дня – ел паэлью, много гулял и сильно обгорел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Work-life balance

Как вы уже поняли, предугадать точные часы работы пилота невозможно. Внезапные изменения в расписании, резервы и эстафетные рейсы делают каждый день на рабочем месте уникальным. Тем не менее, даже при таком нестабильном графике мы умеем соблюдать так называемый work-life balance. Более того, часто именно специфика любимой профессии позволяет отвлечься и перевести дух, как в случае с эстафетными рейсами, о которых я рассказал ранее. К примеру, недавно летал эстафетой в Якутию в Нерюнгри – вот это была настоящая перезагрузка. На улице солнечно, снежно, мороз минус 26 градусов, очень бодрит. Я укутался и пошел изучать город. На центральном рынке рыба и мясо хранились прямо на улице, по-соседству продавались теплые якутские унты. Мне тогда таких, конечно, очень не хватало – я прилетел в обычных кроссовках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено героем статьи

Work-life balance помогает сохранять и отпуск у пилотов: он составляет 70 дней в году.28 дней – основной отпуск и 42 дополнительных дня из-за особых условий труда.

Обеденный перерыв

Как на любой работе, у пилотов есть перерыв на обед и тут есть интересный нюанс. Еда у командира воздушного судна и второго пилота всегда разная. Все из-за случая, который произошел около 30-ти лет назад во время авиарейса Бостон-Лиссабон. Так получилось, что оба пилота отравились некачественными продуктами, и в результате рейс просто пришлось завершить, так как ни один из них не был в состоянии должным образом управлять судном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено героем статьи

После обеда, как известно, хочется поспать. Меня часто спрашивают, можно ли пилотам спать во время полета. Одновременно, конечно, нельзя, а вот по очереди, в случае с длительными рейсами, это допускается. При этом у нас есть четкий регламент, как можно отдыхать, в том числе спать, на рейсе. Кстати, на некоторых самолетах даже предусмотрены специальные комнаты для отдыха членов экипажа. Как правило, это огромные широкофюзеляжные самолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наверное, я могу назвать себя счастливым человеком, потому что летать – моя мечта. И с каждым рейсом я еще раз убеждаюсь, что нахожусь на своем месте. Конечно, бывают и усталость, и резкая перемена планов, и джетлаг, но в конечном счете я не променял бы эту профессию ни на какую другую. А еще я работаю с самым красивым видом.