Настоящий профессионал продает не продукт, а свои услуги: это очень важно понимать и уметь различать. Инфоцыгане, как правило, не эксперты, а авторы контента в социальных сетях. Часто они продают в качестве «обучающих материалов» компиляцию чужих мыслей. Перед покупкой таких инфопродуктов важно оценить, стоят ли они своих денег
Бизнес-тренер, коуч или инфоцыган: как отличить мошенника от профессионала?

В чем принципиальная разница между инфоцыганством и услугами коучей-профессионалов?
Рассказывает Питер Джансен, основатель компании по сопровождению лидеров LeaderMakers.
Для начала определимся, чем отличаются менторы,бизнес-тренеры, коучи и инфоцыгане.
- Бизнес-тренер, как правило, приходит в компанию и проводит обучение для сотрудников. Его основная задача — донести информацию. Тренер играет роль фасилитатора: например, проводит стратегические сессии, OKR-сессии, тренинговые сессии.
- Менторы чаще всего занимаются своим бизнесом или карьерой. Их выбор — посвятить свободное время менторству. Мне повезло — я работал с несколькими замечательными менторами: колумбийский писатель-прозаик, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес по литературе, мексиканский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Октавио Пас, американский предприниматель, мотивационный оратор, бизнес-тренер Джим Рон, американский бизнес-консультант, профессиональный оратор, писатель Стивен Кови старший. Ни один из них не выставлял мне счет за сотрудничество. Взаимодействие у нас строилось по моей инициативе: я просил человека быть моим ментором, и он имел полное право отказаться или согласиться. Я задавал ментору вопросы, получал от него фидбэк. При этом мои результаты полностью зависели только от меня. Я тоже являюсь ментором и никогда не беру за это оплату. Менторинг не является коучингом: он происходит на моих условиях в мое свободное время.

- Коучи сопровождают своих клиентов в течение всего периода совместной работы, они вовлечены в личностный и профессиональный рост клиента. Коучу можно задавать прямые вопросы о его опыте: о том, где он обучался и сколько часов практической работы накопил. Хотите ли вы обучаться у кого-то, кто не реализовался в сфере сам?
Как коучи позиционируют свою работу?
Хорошие коучи, как правило, не ведут популярный блог в социальных сетях. Контент — это трудоемкая работа, которая отнимает много времени, а коучинг предполагает, что специалист постоянно занимается самообразованием в свободное от сессий время. У меня, например, есть правило: учись минимум столько же часов, сколько проводишь за практической работой. Только так в этой сфере можно развиваться. Если есть потребность в продвижении своих услуг, я бы порекомендовал коучу делать это не через блог, а при помощи качественной PR-кампании, написания книг и статей, которые отражали бы его экспертность.

Как работают инфоцыгане?
Инфоцыгане, как правило, образовательной и научной базы не имеют: они что-то от кого-то слышали и пытаются продать воздух. Еще один важный индикатор, который свидетельствует о том, что перед вами шарлатан, — обещания невероятных результатов за короткий промежуток времени. К сожалению или к счастью, обходных путей к успеху не существует: это кропотливая и долгая работа над собой и своими компетенциями.
Инструменты инфоцыган в социальных сетях
Я могу отметить два инструмента: слишком активный SMM и маркетинговые прогревы в соцсетях. Инфоцыгане идут к единственной цели: к продаже. Часто их продукт не просто пустой, иногда «знания», полученные от таких специалистов, могут и навредить.
На что важно обращать внимание при выборе коуча?
Лучший вариант найти хорошего коуча — запросить контакты у ваших знакомых, имеющих опыт успешного сотрудничества с таким специалистом. Даже если у вас есть хорошие рекомендации, не начинайте работать сразу: побеседуйте с потенциальным коучем, не стесняйтесь задавать ему неудобные вопросы. Узнайте, какое образование он получил, почему пришел в коучинг, как справлялся с неудачами в жизни и в карьере.
Важно также обратить внимание на стоимость сессий. Коуч среднего уровня будет стоить вам от 5 до 10 тысяч рублей за сессию, опытный профессионал — более 50 тысяч. В идеале у вашего коуча будет более 300 часов практики и более девяти месяцев специальной образовательной подготовки.
Вот еще несколько критериев, по которым можно отличить коуча от инфоцыган:
- Доступность. Хорошие коучи всегда оставляют свои контакты и по мере возможности отвечают на электронную почту. Инфоцыгане не будут заниматься такими вещами, для них это неважно.
- Научная база. Коуч будет цитировать не инфлюенсеров, а академические работы.
Важно запомнить: успех нужно заслужить. Его цена — саморазвитие, обучение, упорная работа, рефлексия и работа над развитием своего характера. Если коуч предлагает вам именно это, станет легче отличить зерна от плевел.
Над материалом работали Алена Романченко и Елизавета Сидоренко.