HR-специалисты: кто это такие и чем занимаются

Каждый из нас хотя бы однажды в жизни имел опыт поиска работы и прохождения собеседований, а также дальнейшего трудоустройства. Все эти процессы были бы невозможны без HR-специалистов, о специфике работы которых мы и расскажем.
HR-специалисты: кто это такие и чем занимаются
Unsplash
Содержание статьи

Что такое HR-отдел

Английская аббревиатура «HR» обозначает понятие «Human Resources». В российской традиции принято и другое название — «управление персоналом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

HR-отдел — это специальное подразделение компании, которое осуществляет работу по поиску, проверке, найму, адаптации и обучению кандидатов на рабочее место. Помимо этого, HR-отдел отвечает за доходы сотрудников, а также за создание образа компании как места, в которое непременно хочется попасть.

Наше время характеризуются активной динамикой различных изменений и преобразований бизнес-ландшафта. Среда постоянно изменяется, как и вектор спроса на тех или иных сотрудников. В данном контексте наличие HR-отдела оказывается особенно важным и незаменимым.

Чем занимается отдел управления персоналом

Главная задача HR-отдела — максимизация производительности работы сотрудников, а значит — и компании в целом. Отдел управления персоналом создает условия для того, чтобы рабочий процесс, как общего, так и частного характера, протекал с высоким КПД и не доставлял компании проблем — например, в виде неквалифицированных работников. Работа HR-отдела включает в себя самые разные задачи и виды деятельности, на которых стоит остановиться поподробнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные виды деятельности HR-отдела

Для оптимальной работы отдела управления персоналом его сотрудникам необходимо осуществлять самые разные направления деятельности. В первую очередь, крайне важно иметь четкое представление о том, что в данный момент времени представляет собой рынок труда, как обстоит ситуация с кадрами, каковы спрос и предложение, средняя рыночная заработная плата и прочее. Чтобы обладать актуальной информацией, необходимо постоянное наблюдение за рынком и его анализ, а затем — донесение полной и подробной информации руководству компании.

Грамотная коммуникация — важная составляющая работы HR-отдела.
Грамотная коммуникация — важная составляющая работы HR-отдела.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй важной обязанностью сотрудников HR-отдела является непосредственный найм новых работников. Эта процедура включает в себя набор, отбор и оценку всех кандидатов — на базе проведения собеседований с соискателями, которые прошли первичный отбор.

Как уже отмечалось выше, рынок кадров претерпевает перманентные изменения, поэтому отделу управления персоналом необходимо осуществлять поиск и анализ новых подходов к поиску кандидатов. Помимо этого, HR-специалист занимается планированием потребностей в новых кадрах — на ближайшее и более отдаленное будущее. Отдел кадров курирует проекты повышения квалификаций и составляет программы по развитию персонала — всевозможные стажировки, тренинги и аттестации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, отдел управления персоналом отвечает за составление, оформление и подписание трудовых договоров, а также за контроль над соблюдением всех необходимых правил внутреннего распорядка компании.

Стратегии управления персоналом

Деятельность HR-отдела включает ряд стратегических инициатив, целью которых является прогнозирование возможных проблем, связанных с работой сотрудников, и планирование методов их своевременного разрешения. Это необходимо для достижения долгосрочного успеха любого предприятия.

Стратегии управления персоналом включают в себя комплексный подход к менеджменту кадров в соответствии с корпоративной культурой конкретной компании. Цель данных стратегий — улучшение рабочего процесса организаций и повышение качества конечного результата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стратегии разрабатываются отделом управления персоналом и презентуются руководству компании.
Стратегии разрабатываются отделом управления персоналом и презентуются руководству компании.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерами HR-стратегий могут служить различные бизнес-подходы и бизнес-решения, призванные создавать максимально комфортные условия работы сотрудников, которые, в свою очередь, должны влиять как на производительность, так и на репутацию того или иного предприятия. К примеру, предоставление разнообразных льгот сотрудникам или создание зон отдыха, игровых пространств и оздоровительных центров. Все это в своей совокупности влияет как на имидж компании, так и на итоги ее деятельности. Подобные инициативы, как правило, презентуются руководству организаций сотрудниками отдела кадров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошими примерами компаний с высоким уровнем развития стратегий управления персоналом и, как итог, впечатляющими результатами работы данных предприятий, могут служить такие гиганты как Apple или Google. Высокий имидж этих компаний связан не только с качеством продукта, который они производят, но и с тем, каким именно образом выстроена жизнь и условия работы внутри них. Забота о сотрудниках и анализ их потребностей — важная задача для работников HR-отдела. Хороший HR-специалист всегда понимает, насколько необходимо выстраивать и создавать экологичные условия общего рабочего процесса.

Для чего нужны HR-менеджеры

Чаще всего, необходимость в HR-менеджере возникает в том случае, когда общий штат компании достигает определенных значений — приблизительно нескольких десятков сотрудников. В более мелких предприятиях такую должность может занимать бухгалтер или даже секретарь. Однако для обеспечения наилучшей работы с персоналом следует озадачиться поиском соответствующего профессионала. В особо больших компаниях количество HR-менеджеров может доходить до 10, а то и 15 человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

HR-менеджеры ищут возможности для обеспечения максимально эффективной работы сотрудников. Для это важно правильно выстраивать систему мотивации персонала. Подобное включает в себя как «кнуты» (например, штрафы за несоблюдение рабочих обязательств), так и «пряники» (выделение премий, прибавок к зарплатам, размещение фотоснимков на «доске почета» и так далее).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поддержание благополучной атмосферы коллектива является непременной задачей HR-менеджера.
Поддержание благополучной атмосферы коллектива является непременной задачей HR-менеджера.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Менеджер по работе с персоналом осуществляет свою деятельность, оставаясь в контексте корпоративной культуры компании. Более того, он обязан следить за тем, чтобы остальные сотрудники предприятия также ей соответствовали. Это может быть связано как с принятым в той или иной фирме стилем коммуникации между работниками, так и с предписаниями к внешнему виду — например, с соблюдением рабочего дресс-кода.

В задачи HR-менеджера входит и работа с таким понятием, как «team building» — в переводе с английского языка это означает «построение команды». Принято считать, что наилучшие рабочие результаты показывают те коллективы, в которых наблюдается сплоченность и позитивный микроклимат между людьми. Но для того чтобы это обеспечить, недостаточно просто посадить сотрудников в одной комнате. Необходимо придумать и организовать такие условия, при которых люди смогут лучше узнать друг друга, раскрыться не только с профессиональной, но и с общечеловеческой стороны. Разумеется, обстановка для этого должна быть неформальной. Проектирование и организация соответствующих мероприятий — еще одна миссия HR-специалиста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Функции HR-отдела

Безусловно, функций службы персонала зависят от конкретной компании и рода ее деятельности. Однако можно наблюдать и ряд общих характеристик:

  1. Разработка необходимых стратегий управления персоналом и кадровой политики.
  2. Разработка бизнес-плана компании с учетом основ ее кадровой политики.
  3. Организация кадрового документооборота, а также его ведение. Сюда входят как процесс приема на работу, планирование системы командировок и отпусков, так и процедура увольнения. Среди документов, которые составляет HR-отдел, не только трудовые договоры, но и положения о персонале, правила трудового распорядка, положения о подразделениях компании, различные должностные инструктажи, корпоративный кодекс и другие документы, в которых предметно изложены и отражены особенности корпоративной культуры предприятия.
  4. Обучение сотрудников, повышение их профессиональных квалификаций.
  5. Оптимизация структуры компании и координация деятельности всех ее отделов.
  6. Осуществление работы над улучшением условий труда в целях оптимизации рабочих результатов предприятия.
  7. Курирование практик, оказывающих благотворное влияние на формирование факторов рабочей среды.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HR-менеджеру необходимо заботиться о взаимопонимании и четкости договоренностей с сотрудниками компании и между ними.
HR-менеджеру необходимо заботиться о взаимопонимании и четкости договоренностей с сотрудниками компании и между ними.
Unsplash

Все эти разнообразные функции включает в себя HR-отдел. Нетрудно сделать вывод о том, что управление персоналом — весьма ответственная, важная и многогранная профессия. Достойному HR-специалисту необходимо объединять в себе как способность к рутинной деятельности, так и самые настоящие творческие возможности. Но самое важное — сотрудники HR-департамента должны уметь разглядеть во множестве соискателей того самого человека, который наилучшим образом подходит для выбранной позиции и сможет принести максимальную пользу компании. Такое умение невозможно без любви к людям и, конечно, к своей работе. Именно таких HR-менеджеров мы вам и желаем!