Как начать свой бизнес и разбогатеть

Узнайте, какие вопросы нужно задать потенциальному партнеру по стартапу, чтобы не прогореть.
Как начать свой бизнес и разбогатеть
Unsplash

И в браке, и в бизнес-сотрудничестве успех во многом зависит от капитала: личного, социального и финансового. И да, начиная новое дело, вы наверняка будете проводить со своим напарником больше времени, чем с женой. Часто в партнерство «запрыгивают», не взвесив все за и против, поддавшись на уговоры друга, например. Это грозит конфликтами и кучей неприятностей. Чтобы их не произошло, нужно договориться «на берегу». Задайте потенциальному партнеру 10 простых вопросов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Мы точно хотим одного и того же?

Все хотят денег. Вопрос в том, насколько. Готовы ли вы ради прибыли забыть про семью, рыбалку по выходным и пятничные посиделки в баре с друзьями? Это ключевой момент, который сразу надо проговаривать. А если вы с партнером с разных финансовых планет?

Основатель компании по подготовке руководящих кадров Ребекка Цукер и консультант в сфере бизнес-партнерства Джонатан Бекер в журнале Harvard Business Review описывают случай: двое решили основать стартап. Причем у одного уже был неплохой доход, и новую компанию он основал, скорее, шутки ради. У другого большой финансовой подушки не было, и ему очень хотелось, чтобы стартап «взлетел». В общем, разногласия начались в самом начале, в итоге сотрудничество прекратилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2. Насколько мы готовы вкалывать?

Даже если вы лучшие друзья, представления о том, как и сколько вы будете работать, у вас, скорее всего, разные. Да, если вы посреди оживленного разговора о том, как вы все классно устроите и сколько с этого получите, начнете спрашивать, сколько часов в неделю вы будете вкалывать, будет ли каждый из вас отвечать на письма ночью и в выходные, продолжите ли вы свой бизнес-марафон в отпуске, вы тут же обломаете весь кайф.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но такие, казалось бы, банальные вещи нужно обсуждать. Потому что может выясниться, что один из вас готов работать больше, а другой нет. Тогда тому, кто больше трудоголик, понадобится компенсация – денежная или какая-то другая.

3. Чей вклад больше?

Собственники одной компании по пошиву одежды иногда ворчат друг на друга, делятся Ребекка Цукер и Джонатан Беккер. Один из них занимается дизайном вещей, а другой – всем остальным. «Ворчание» начинается, когда первый говорит: «Без моего дизайна у нас ничего бы не было». Второй отвечает: «Если бы я не обеспечил пошив и не продал бы шмотки, твой дизайн никому бы не сдался». Человеку свойственно преувеличивать свой вклад в общее дело. Здесь важно прийти к согласию, что каждый по-своему молодец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. Кто решает?

Рано или поздно вы окажетесь перед сложным выбором или необходимостью принять непростое решение. Компаньоны часто решают этот вопрос разделением сфер. Например, маркетинг – тебе, кадры – мне. Это нормально. Но неплохо обсудить, за кем будет последнее слово в запутанном вопросе, где неверное решение влетит в копеечку, а к общему знаменателю у вас прийти никак не получается.

5. Как спорим?

Для кого-то спорить без крика – впустую сотрясать воздух. Другие же шарахаются от повышенных тонов. Пока вы еще ни разу не поссорились, важно договориться, как вы будете это делать. Как двое партнеров, о которых пишут Цукер и Беккер.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна выросла в семье с нездоровым климатом, где постоянно ругались: кто кого перекричит. Она считала, что конфликт нужно разрешать спокойно, рассудительно и с уважением к его участникам. Ее напарник придерживался другого похода: не поорал – не считается. Однако, им удалось найти компромисс. Где компромиссов быть не должно, так это в вопросе проблем и обид. В том смысле, что о проблемах надо говорить сразу, как только они обнаружились, а обиды нельзя копить.

6. Какой вообще план?

Бизнес-стратегия – один из самых мозговзрывающих вопросов. Но и она может вызвать у вас разногласия, если вы смотрите на мир по-разному. Чтобы она была эффективной, нужно уметь принимать сложные решения и, возможно, отказываться от каких-то вещей. Даже если они нравятся вам/вашему партнеру или вы к ним прикипели. Такие вопросы появятся не сразу, но компаньонам важно договориться, что они с ними будут делать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
7. Кто «равнее»?

Партнеры – равноправные, и это вроде бы даже не обсуждается. А зря, потому что кто-то рано или поздно окажется равнее. В деньгах ли, в уровне вклада в общее дело или в вопросах управления. Возникает вопрос, как доверять друг другу, как выполнять свои обязательства, зная об этом неравенстве. Чтобы не спрашивать: «Слушай, мы партнеры или кто?».

Те же Беккер и Цукер приводят в пример одну бизнесвумен, которая позвала в свой стартап, связанный со здоровьем, другого человека. Через некоторое время от идеи со стартапом они отказались. Но этот человек выставил ей счет – за потраченное время. Для нее это было как снег на голову. Она-то считала его компаньоном. А он считал себя наемным сотрудником в ее, пусть и так и не родившемся бизнесе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
8. Как делить?

Другой тяжелый вопрос – как распределять доходы. Надо, чтобы все было по-честному, по заслугам, а еще у каждого есть куча нюансов, связанных с близкими – о них тоже надо заботиться. К слову, жена здесь тоже за словом в карман не полезет. Короче, дележка денег – примерно такая же чувствительная тема, как политика, религия или секс.

Цукер и Беккер приводят в пример нескольких своих клиентов, которые сразу договорились, как делят прибыль и что для них важнее денег. А другие два компаньона из небольшой консалтинговой фирмы просто решили платить себе одинаково, вне зависимости от того, кто чем занимается, сколько работает и у кого какие личные обстоятельства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
9. Как запомнить, о чем договорились?

Фиксировать на бумаге договоренности – казалось бы, попахивает мелочностью. Но это крайне важно. Порой бывает так: люди думают, что они пришли к соглашению, а когда начинают записывать, до чего договорились, становится ясно – они друг друга не поняли. А некоторые могут «окнуть» что-нибудь и забыть. Или забыть не все, а критичную деталь. Получается, что никакого уговора и не было. По крайней мере, такого, как вы или ваш напарник себе представляли.

В одной компании, которая занимается подбором топ-менеджеров, партнеры подписывают (через электронную подпись) соглашения о любых значимых вопросах, например, как делить вознаграждение за закрытую сделку. Придумайте, как вам с компаньоном переводить устные договоренности в письменные и где их хранить так, чтобы они были под рукой на случай, если кто-то из вас что-то забыл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
10. Что потом?

Любое бизнес-партнерство когда-нибудь заканчивается – с криками «ура» или фонтаном из слез, а может, и с тем, и с другим. Это неизбежно. И если вы обсудите в начале, кому и что достанется, кто останется у руля, а кто заберет с собой свои наработки и какие именно, а также что каждый из вас сможет рассказать об этом бизнесе другим, то неприятных сюрпризов в конце не будет. То, что они могут вылиться не только в геморрой и стресс, но и в затяжные суды, наверное, объяснять не надо.

Несмотря на все подводные камни, хороший партнер по бизнесу может стать настоящим другом. Вместе с ним вы придете к успеху, переживая взлеты и падения, будете классно проводить время вне офиса и радоваться его личным достижениям как своим. В общем, игра стоит свеч. Главное – проговорить ключевые моменты в начале. Так вы сэкономите свое время, деньги, нервы и обезопасите себя от провала.