Что такое Ice Cross: рассказывает чемпион мира по бегу на лезвиях

Этой весной в России появился новый чемпион мира — Дмитрий Мурлычкин стал первым в соревнованиях по Ice Cross. Перед вами рассказ самого быстрого человека на коньках о его любимом виде спорта.
Что такое Ice Cross: рассказывает чемпион мира по бегу на лезвиях
Denis Klero / Red Bull Content Pool

Скоростной спуск на коньках претендует на участие в Олимпийских играх. Главное препятствие на пути к Олимпиаде — относительно небольшое число национальных федераций. Нужно 25, а пока есть 16

Впервые соревнования по скоростному спуску на коньках (он же Ice Cross) прошли в марте 2001 году в Стокгольме. Мне тогда было 4 года. Сама идея позаимствована из ски-кросса: несколько атлетов плечом к плечу штурмуют трассу, насыщенную препятствиями и крутыми поворотами. Вместо снега — лед, вместо лыж — коньки. Тогда, 20 лет назад, одному из организаторов Штефану Ауфшнайтеру пришлось убеждать потенциальных участников, среди которых преобладали хоккеисты, что проведение таких соревнований — стоящая идея. Те, кто согласились, не пожалели, Ice Cross все увереннее скользит по планете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Представители российской команды по Ice Cross (слева направо) Леон Стеценко, Дмитрий Мурлычкин, Герман Титов и Денис Новожилов. Фото: Pavel Sukhorukov / Red Bull Content Pool
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скользкие дорожки

Первый трек был построен на узкой улочке в центре города. Красивая идея прижилась — впоследствии соревнования Ice Cross продолжили проводить на улицах крупнейших мировых городов. К ним добавились трассы на горнолыжных курортах и стадионах. Мои любимые треки — в Марселе и Иокогаме.

Кстати, для изготовления первого гоночного трека организаторы придумали взять использованный колотый лед со стокгольмского рыбного рынка. Отсюда появилось еще одно название соревнований — Crashed Ice.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Predrag Vuckovic / Red Bull Content Pool

Русский след

Ice Cross просто создан для нашей страны. Ну или наша страна — для Ice Cross. В России много перспективных спортсменов, а первые гонки прошли в Москве уже в 2004 году. Сейчас у нас две трассы мирового уровня — зимняя в Игоре под Санкт-Петербургом и круглогодичная в подмосковном парке «Патриот», где 3 апреля я и выиграл титул.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году на финал ЧМ не приехали несколько лидеров, включая четырехкратного чемпиона мира Кэмерона Нааза. Мне бы хотелось одержать победу на соревнованиях, в которых участвуют все лучшие, но я уверен, что по праву стал чемпионом мира. Во-первых, состав участников был сильный и в этот раз. Чего стоят опытнейший швейцарец Джим де Паули, который занял второе место, и мои коллеги по команде — Владислав Иванов (третье место) и Денис Новожилов! Во-вторых, Кэмерон и другие неприехавшие, конечно, сильны, но я уже не раз успешно боролся с ними.

Первые соревнования по Ice Cross в Стокгольме привлекли около 1000 зрителей. Но популярность этого вида спорта неуклонно растет. Например, в 2010 году посмотреть на этап чемпионата мира по скоростному спуску на коньках в канадском Квебеке пришло более 100 тысяч человек

Фото: Mihai Stetcu / Red Bull Content Pool
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удары судьбы

Ice Cross при первом знакомстве производит впечатление крайне травмоопасного спорта. Да и не при первом тоже. Но есть нюанс: даже на большой скорости при падении выручает скользкая поверхность — кинетическая энергия скольжения на коньках переходит в кинетическую энергию скольжения на пятой точке. Если, конечно, на пути не встречается ограждение или другой атлет. На летних тренировках, когда мы катаемся по треку на роликах, покрытие — нескользкая фанера, и падения приводят к более серьезным последствиям.

В прошлом сезоне я порвал крестообразную связку колена и восстанавливался во время самоизоляции сам. Было больно и трудно, но я справился и теперь, благодаря этому опыту, чувствую себя гораздо увереннее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раньше спортсмены часто выступали в хоккейной защите. Сейчас считается, что она слишком стесняет движения. Я надеваю налокотники и наколенники, компрессионное белье с поглощающими удары подушечками. На голове — шлем (хоккейный или горнолыжный), на руках — перчатки (часто просто флисовые).

Дмитрий Мурлычкин на вершине пьедестала почета. Фото: Pavel Sukhorukov / Red Bull Content Pool
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правила движения

В квалификационных заездах спортсмены ездят по одному. Мне, кстати, кажется, что при трансляции стоило бы уделить время и этому этапу соревнований, — сейчас его можно увидеть только вживую. После квалификации отобранные атлеты соревнуются в четверках, занявшие первое и второе места переходят на следующий этап. В финале, естественно, второе место уже никого не устраивает, ведь решается судьба чемпионского титула.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Длина трека — 300–600 метров, один заезд занимает считаные секунды, во время которых гонщики выкладываются по полной. У зрителей часто возникает ощущение, что тот, кто оказался впереди после старта, и финиширует первым. Но это не так. Конечно, сразу вырваться далеко вперед и спокойно финишировать — лучший вариант. Но с сильными соперниками он никогда не прокатывает. Тогда приходится действовать по-другому. Например, на трассе может быть участок с разбитым льдом, на котором лучше не рисковать. Я замедляюсь, экономлю силы, а потом делаю рывок вперед. Другой вариант — «сесть на пятки» лидеру и создать такое психологическое давление, что он ошибется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще в Ice Cross нередко бывает силовая борьба. Правила запрещают изменять траекторию другого спортсмена, но вклиниваться или перекрывать дорогу можно. Это тонкая грань, и я стараюсь не рисковать. Я невысокий и легкий. Мои сильные стороны — техника, скорость и грамотный тайминг.

Дмитрий Мурлычкин и другие участники старта на последнем отрезке трассы во время финального забега состязания. Фото: Denis Klero / Red Bull Content Pool

Летний призыв

Скоростной спуск на коньках — спорт, которым, в принципе, может заниматься любой. Было бы желание. Да, в мире немного трасс, но чтобы готовиться к гонкам, не нужен полноценный трек. Во-первых, требуется хорошая хоккейная подготовка. Она дает уверенное умение ездить на коньках. Во-вторых, регулярные занятия в скейт-парке на роликах. Еще очень помогает памптрек, особенно если научиться прыгать на волнах. Также нужна взрывная сила. Мой тренер Александр Хохлов раньше играл в американский футбол и знает, как сделать так, чтобы даже 100-килограммовые ребята срывались с места не хуже Усейна Болта. Кстати, чтобы заниматься Ice Cross, необходимо любить скорость. Нейтральное отношение не сработает. Я этому требованию удовлетворяю на 100%. Я счастливый обладатель легендарного спортбайка Kawasaki ZX-6R. Кто знает, тот поймет, кто не знает, советую загуглить — проникнетесь. Или еще пример: я всегда уважал автомобили Subaru, особенно WRX STi. И так получилось, что теперь Subaru — мой спонсор и предоставляет в пользование свои машины. Прямо пещера Аладдина!