Британский уличный художник Бэнкси поделился в социальных сетях фотографией своей новой работы. Фреска изображает судью в традиционной мантии и парике, который избивает своим молотком протестующего с транспарантом, забрызганным кровью. Консенсус таков, что демонстрант является пропалестинским активистом, однако очевидных указаний на это не было.
От вандала до признанного художника: что мы знаем о Бэнкси?

Новое граффити Бэнкси скрыли от глаз
Вероятно, фреска действительно является ответом Бэнкси на арест 890 протестующих на демонстрации против запрета правительством Великобритании деятельности группы Palestine Action. Митинг прошел в столице в прошлые выходные. Сам артист добавил к публикации краткую подпись: «Королевские суды: Лондон».

Мурал появился на стене Королевского суда в Лондоне, но тут же был прикрыт пластиковыми листами и обнесен металлическим ограждением. Затем граффити, как ожидается, будет «демонтировано». Дежурившие у «места преступления» сотрудники службы безопасности сетовали на свое важное задание, но были довольны погодой: «По крайней мере, дождя нет».
Реакция на новую работу Бэнкси
По мнению одного из активистов, который участвовал в субботнем митинге, рисунок «ярко демонстрирует жестокость, которую проявила Иветт Купер в отношении протестующих, запретив движение Palestine Action». На тот момент Купер занимала пост министра внутренних дел Великобритании, но сейчас возглавляет МИД.
Столичная полиция заявила, что получила сообщение о преступном нанесении ущерба и начала расследование по этому факту. По словам представителя судов и трибуналов Ее Величества, здание Королевского суда — памятник архитектуры и «обязано сохранять свой первоначальный облик».

Член парламента от Лейбористской партии баронесса Харриет Харман заявила, что, по ее мнению, работа представляет собой «протест против закона», не уточнив, какой именно нормативный акт она имеет в виду. «Парламент принимает законы, а судьи лишь их интерпретируют, — добавила она. — Я не думаю, что есть какие-либо доказательства того, что судьи подавляют протесты, выходя за рамки, установленные парламентом, с точки зрения права на протест».
Другие громкие работы Бэнкси в Лондоне
Трафаретные граффити Бэнкси часто критикуют политику правительства, войну, ущерб экологии и капитализм. Так, летом 2024 года уличный художник начал в Лондоне кампанию на тему животных. Он создал девять работ, на последней из которых на входе в столичный зоопарк была изображена горилла, приподнимающая ставни, чтобы выпустить зверей и птиц. Граффити быстро убрали «для сохранности».

Среди других недавних известных работ стритарт-художника пираньи, плавающие внутри полицейской будки, которые найдут новый дом в Лондонском музее. Также запомнился воющий волк на спутниковой тарелке, которую быстро сняли с крыши магазина в Пекхэме на юге Лондона. Кроме того, полиция до сих пор расследует кражу дорожного знака Stop, на котором Бэнкси в 2023 году изобразил три беспилотника.

Отношение Бэнкси к войне в Палестине
Бэнкси давно использует свои работы, чтобы подчеркнуть трудности палестинцев. Среди его фресок на Западном берегу изображение девочки в розовом платье, обыскивающей израильского солдата; голубя в бронежилете; протестующего в маске, бросающего букет. В марте 2017 года художник открыл в Вифлееме фреску «Вифлеемская стена». Это не отдельная работа, а часть проекта «The Walled Off Hotel» — гостиницы, открытой артистом недалеко от израильского разделительного барьера, который сам он активно критиковал. Окна отеля выходят на стену с муралом, что дает постояльцам «худший вид в мире».

Одна из самых известных работ художника на Западном берегу — крыса, вооруженная рогаткой. Граффити было создано в 2007 году, в 2022-м работу изъяли израильские арт-дилеры и выставили в художественной галерее Тель-Авива. Это осудил Джереис Кумсие, представитель палестинского министерства туризма: «Это кража собственности палестинского народа. Это была картина художника из другой страны, написанная для Вифлеема, для Палестины и для посетителей Вифлеема и Палестины. Поэтому ее передача, манипуляция ею и кража, безусловно, являются незаконными действиями».
Художник редко объясняет свои творения, но его поддержка Палестины гарантирует, что и новая работа будет воспринята как резкая критика в адрес британского правительства. Для многих его сторонников фреска является размышлением о том, как государственная власть и судебная система используются против движений, бросающих вызов политическому истеблишменту.

Как на работы Бэнкси реагировали в разные годы
Граффити Бэнкси вызывали полярно разные реакции в разное время. Если сначала его воспринимали как уличного вандала, возмущающего спокойствие горожан, то в последние годы он является признанным художником, чьи работы следует сохранять. Бэнкси использует стритарт как мощный инструмент политического и социального комментария и оказал заметное влияние на современное искусство и общество.
С начала 2010-х артист превратился в икону, чьи работы стали объектом обсуждения и высокого спроса на арт-рынке, несмотря на их антисистемный характер. Многие фрески продавались на аукционах за астрономические суммы, что вызвало интерес к уличному искусству как к коммерческому феномену. Но критика творчества Бэнкси неоднозначна: кто-то восхищается его высказываниями, кто-то называет их чрезмерно упрощенными или слишком попсовыми, что создает скептицизм относительно художественной глубины муралов.

Сам Бэнкси продолжает сохранять анонимность. Его настоящее имя и точное происхождение остаются неизвестными и окружены множеством споров. Например, по некоторым версиям, его зовут Роберт или Робин Бэнкс или же Робин Ганнингем. Однако вряд ли это важно для уличного искусства, вызывающего такой резонанс.