«У каждого своя правда, просто она сильно побита и помята»: Александр Робак о съемках, рэпере Паффе Дэдди и зумерах

8 июня в прокат вышел фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова, о быте суровых моряков. МТ поговорил с актером Александром Робаком, сыгравшем в картине опытного моряка.
«У каждого своя правда, просто она сильно побита и помята»: Александр Робак о съемках, рэпере Паффе Дэдди и зумерах
Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Александр, вы производите впечатление человека дела. Давайте поэтому сразу к делу. Фильм «Снегирь» – вроде про жизнь рыбаков на судне. А на самом деле – про что?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давайте полегче, я только что прибежал на интервью и не уверен, что готов к глубокому анализу.

Давайте постепенно. Мне показалось, что речь там про конфликт отцов и детей.

Ну понятно, это там заложено. Но главное – режиссер Борис Хлебников дает возможность зрителю самому выбирать позицию. У меня было к этой истории свое определенное отношение, но я почитал отзывы, комментарии – и для меня стало шоком, что у некоторых отношение диаметрально противоположное. Понятно, что там показана вся эта суровая жизнь на корабле, где основная линия – это отношения между моим персонажем и пацанами, прежде всего, героем Макара Хлебникова. И, оказалось, многие смотрят на это молодое поколение... кто они там, бумеры?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Снегирь»
Кадр из фильма «Снегирь»
Фото предоставлено пресс-службой

Зумеры! Бумеры – это мы с вами.

Точно, мы! И вот, кто-то видит, насколько они не приспособлены к жизни, сетуют, какое поколение мы вырастили, мол, за что боролись, на то и напоролись... А Хлебников не занимает ничью сторону, у него нет однозначно плохих и хороших, в каждом персонаже есть перевертыш. Но вот я прочитал кое-где по поводу фильма, что зумеры – это поколение, которое мы просрали. Но мне-то кажется, что фильм проходит по тонкому льду – и никого ни в чем не обвиняет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам, отцу трех сыновей, наверняка хорошо знакома проблема отцов и детей. Как она проявлялась в вашей жизни – и как вы с ней справлялись?

Когда у тебя трое сыновей с разницей в десять лет – Арсению 28, Платону 18, а Степану 8 – начинаешь понимать, что все повторяется. То, что происходит со Степаном, ты уже проходил с Арсением и Платоном. Все идет по спирали. Да, чуть меняются вводные, интересы, окружение – но основные вопросы в отношениях отцов и детей остаются.

Кадр из фильма «Снегирь»
Кадр из фильма «Снегирь»
Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, ведь интересно, что ваш сын Арсений снял сериал «Жиза» – именно на ту же тему. Вы в нем снялись. Каково это – работать с собственным сыном?

Если бы это была наша первая совместная работа, было бы сложно. Хотя и так было достаточно непросто: опыт и профессиональные навыки всегда рождают желание показать как надо. Но у нас уже была пара проектов, где мы работали вместе и нашли точки соприкосновения, некий баланс в отношениях на площадке.

Я понимал, что есть моменты, где ты можешь что-то дать аккуратно, на уровне совета или идеи – либо максимально стараться прислушиваться и вникать в то, что видит именно он. Взглянуть на ситуацию его глазами. Когда ты убираешь свое четкое понимание, как все должно быть, и начинаешь прислушиваться не как к сыну, а как к режиссеру – получаются новые интересные моменты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вы вот этот прием – вовремя остановиться, не вещать с высоты собственного опыта – применяете в работе не только с сыном?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно. Начиная любой проект, ты не знаешь, каким будет результат. И, если с самого начала нет сотворчества, то нет смысла в этой работе. Когда ты четко знаешь, что и как надо делать – весь процесс становится механическим. И ты не получаешь от этого никакого удовольствия. И, возвращаясь к «Снегирю», работа с Хлебниковым – это настоящее удовольствие. Мне повезло, у нас с ним был еще сериал «Шторм», один из моих любимых проектов.

Кадр из фильма «Снегирь»
Кадр из фильма «Снегирь»
Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда говорят о «Снегире», чаще всего вспоминают токсичный исключительно мужской коллектив. Вам приходилось когда-нибудь оказываться в подобных?

Думаю, любой мужчина так или иначе попадает в подобные ситуации: кто-то оказывался в серьезных замесах в армии, у кого-то это было в школе или в лагере, в каких-то походах, спортивных секциях. Любой мужской коллектив, где идет процесс выстраивания иерархий.

Интересно, а если бы этот коллектив в фильме был женским, это снизило бы токсичность?

Я могу только предполагать, но у меня есть ощущение, что в женском коллективе все было бы по-другому, но проблемы по сути были бы те же. Мы же понимаем, что за персонажей судьба могла забросить на этот траулер.

В фильме Хлебников не дает четких оценок. Но если почитать, что он говорит про свой фильм в интервью, складывается впечатление, что он снял кино про команду мудаков. Вы своего героя примерно так же видите?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Думаю, Боря тут скорее говорит про результат. Да, если взять любого персонажа, возникает масса вопросов: какого хрена ты так себя ведешь, ну что ты зарубился? Ведь все конфликты в фильме возникают практически из ничего. А в итоге и правда получается команда мудаков. Но никто тут специально не играет мудака, каждый неоднозначен. Даже гениальный образ Тимофея Трибунцева: насколько он вроде обаятельный, но сколько в нем говна зарыто! Ты это видишь, понимаешь, но после очередной сцены – снова его любишь. И так же со всеми. Каждый живет в этом пространстве со своей правдой. Она у каждого есть, просто очень сильно побита и помята.

Как и этот корабль. Центральный эпизод «Снегиря» – ужасный шторм, во время которого команда совершает подвиг. Но тут он явно не выглядит как нечто положительное. Как такое вообще возможно?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не понадобилось бы никакого подвига, если б они сами не довели до этого. Им приходится спасать другое судно, но вполне возможно, они делают это из-за чувства вины, потому что причастны к этой ситуации. В этом и есть все мудачество происходящего.

Кадр из фильма «Снегирь»
Кадр из фильма «Снегирь»
Фото предоставлено пресс-службой

Как эта сцена снималась?

Мы снимали на большой, очень сложной декорации с невероятной машинерией: водометами, водосливами – это была отдельная операция. В нас попадала волна из пушки – и мы отлетали метров на пять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это снимал гениальный оператор Алишер Хамидходжаев, которого в этот момент держали два каскадера в водолазных костюмах, а из огромного баллона под большим давлением шел газ, который сдувал с объектива воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В вашей жизни тоже было морское приключение: вы в 2006 году спасли рэпера Паффа Дэдди с семьей, которые едва не утонули на резиновой лодке. Вы как-то продолжали потом общаться?

Нет, конечно. Пафф Дэдди пригласил меня с Максимом Лагашкиным к себе на яхту, но по ряду причин мы отказались. «Знак ГТО на груди у него, больше не знаем о нем ничего».

Ну, странно, все-таки вы его спасли! Мог хотя бы присылать вам открытку в день рождения.

Ну, понимаете, это случилось в Сен-Тропе, в 3-4 часа утра, когда все возвращаются из клубов, так что, думаю, все это было в обычном вечериночном движняке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть, возможно, Пафф Дэдди считает, что вы ему просто привиделись. Кстати, вы упомянули своего лучшего друга Максима Лагашкина. С которым у вас не только несколько совместных актерских работ, но еще и продюсерская студия. А ведь говорят, что с друзьями ни в коем случае нельзя работать. Как вам удается оставаться друзьями?

Ой, да даже не знаю. Мы с Максом знакомы и дружим лет 25, встретились впервые в гримерке Театра им. Маяковского. Думаю, это сила дружбы, мудрость, где-то умение отойти в сторону, где-то сцепиться, но помогает то, что у нас максимально искренние отношения. Хотя всякое бывало.

Вы, Александр, почти что русский Кристиан Бейл – специально для фильма Александра Велединского «В Кейптаунском порту» за десять дней сильно похудели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, это произошло в результате недоразумения. Проект несколько раз замораживали, и я почему-то решил, что его заморозили снова. Велединский дал мне три месяца, чтобы я похудел на 20 кг. И я два с лишним месяца ничего для этого не делал. А оказалось, что ничего не заморозили.

Мне позвонил Велединский и спросил: ну как, похудел? И я, понимая, что даже не начинал, ответил: конечно, работаю над собой. Договорились встретиться через 10 дней, но он попросил прислать фотку. Хорошо, что жена владеет фотошопом.

Дайте совет – как быстро похудеть?

Помогло то, что я уже был знаком с методом голодания: практиковал раз в год на 4-5 дней. Но тут была экстремальная ситуация, и я не даю советов: это не самый здоровый способ. Я просто прочистил организм и сел на воду на десять дней. В голодании главное – настрой на первые два дня, дальше само уже выносит. Нужно, чтобы это было спокойное состояние без особой работы и нервяка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После пары дней уже и не хочешь особо есть, даже не замечаешь этого. Ну а я, помимо этого, ежедневно делал пробежки, обмотавшись полиэтиленом. Килограмм 15-18 я за это время потерял. Пришлось еще идти на лицевые массажи: тело и правда похудело, а вот блин лица особо не менялся, нужно было это апгрейдить. Мне ведь на фотке жена все брыли втянула, так что облажаться было нельзя.