Сегодня уровень интереса к актеру таков, что его последнюю работу — сериал «Прометей» — более миллиона пользователей Кинопоиска добавили в раздел «Буду смотреть», а подписчики Плюса могут смотреть первые серии с 5 декабря. Но сам Дмитрий еще не так давно терялся в догадках, выпадет ему вообще шанс сыграть в кино или он так и проведет свою карьеру в тени.
«Спасибо российской актерской школе, которая меня прокачала»: Дмитрий Чеботарев о кино, самоконтроле и мужской дружбе

Ты стойко ассоциируешься с выражением «восходящая звезда» российского кино. Молодой, энергичный, красивый. Если взглянуть на твой возраст, вспоминается выражение из классики «поздновато начинаете"...
Я понимаю! Мне 38 лет, а в кино я всего-то с 2016 года. Возможно, меня так воспринимают, потому что я в индустрии всего восемь лет. А может, потому что неплохо выгляжу. Нет понятий «поздно» и «рано». Начал — и хорошо. Я в 30 лет, кто-то раньше. Ну и что?
Ты много лет был без работы в кино и получал в театре 17 000 рублей. Что в то время давало возможность не отчаиваться, верить в себя и попросту не сойти с ума?
Я пришел в профессию от скуки. И она же меня от скуки спасала. У меня был театр, я в нем пытался как-то развиваться, учиться чему-то новому, узнавать разные техники. И подойти во всеоружии к тому моменту, когда мне наконец представится шанс, и чтобы он меня не огорошил, а я мог спокойно сказать: «Да, я готов!» К счастью, так и получилось.
Как ты переживал то время?
Это был затянувшийся жизненный кризис, шкрябание по дну с депрессиями, эмоциональными спадами, истериками. Конечно, хотелось все бросить. Но это было давно и, надеюсь, никогда не повторится.
Что поднимало тебя с этого дна?
Спасала надежда. У меня не было кино — но всегда оставался театр, в котором я был постоянно задействован и где мне стабильно давали хорошие роли.
Я люблю театр. И зрители всегда тепло встречают меня. В театре я нахожусь на своей территории.
По сути, у тебя как у артиста все было. Кроме достойных гонораров.
Да, это не приносило денег, но присутствовало ощущение того, что я здесь нужен и что способен на большее. Оставалось только продолжать работать.
Переломный момент случился после детского спектакля «Черная курица», в котором я играл злого короля. Я сидел в гримерке в накрученных кудрях, с нарисованными усами, в костюме, перешитом раз двадцать с актера на актера, поскольку постановка уже идет не одно десятилетие. Никаких перспектив. И только мысли о том, чтобы все это бросить, уехать в родной Хабаровск и попытаться что-то сделать там...
...но тут раздается звонок!
Почти. Стук в дверь! Администратор открывает ее и заводит в гримерку маленькую девочку. Судя по тому, как она разговаривала, ей было года четыре. В руках у нее был огромный, больше ее роста, цветок. Она вручила его мне, выразила на своем детском языке слова благодарности, и я ответил: «Девочка, ты даже не представляешь, что ты сейчас сделала!»
Она ушла, и я задумался. Из всех персонажей она выбрала меня, попросила маму ее ко мне провести; мама подошла к администратору, который через весь театр провел ее ко мне, чтобы я получил свой цветок.
Это означало, я делаю что-то правильно. Значит, это кому-то нужно, и мне стоит продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь. Дети — самая требовательная аудитория. Их не обманешь. И если эта девочка проделала такой путь, чтобы поблагодарить меня за мою роль, — я точно на своем месте.

Важно видеть такие сигналы вселенной. Я убежден, что каждому все воздастся. Стоит лишь набраться терпения.
Как бы тут не превратиться в того, кто просто терпит...
А вот для этого нужна вера. Нужно верить в себя и в то, что ты делаешь.
Ты учился у американского актерского коуча Иваны Чаббак и рассказывал, что она «прорабатывала твои установки». Как именно?
Около двух месяцев мы с ней обсуждали мой потенциал. Она говорила, что я очень хорошо обучен, и в профессии умею многое. Спасибо российской актерской школе, которая меня прокачала.
Как обычно было «но» — оно заключалось в том, что во время игры я не отпускаю контроль. Именно из-за того, что я хорошо обучен и знаю, что и как должно быть, я постоянно все контролирую. А нужно позволять себе иногда ошибаться.
Еще уделяли внимание тому, что у меня диссонанс внешнего вида с внутренним. Я очень благодарен Иване, она в меня как раз и вселила ту самую веру и дала несколько практических шагов, которые нужно было сделать — результат не заставил себя долго ждать.
Кстати, на тех же курсах училась и моя будущая жена Елизавета, в Москву мы вернулись уже парой.
Опять все на хрупких женских плечах!
Да, каким бы сильным полом мы себя ни мнили, в этом надо признаться.
Ты упоминал Хабаровск, в котором родился. Каким ты его помнишь?
Шальным и лихим. Но я рано начал читать, с семи лет делал это бегло и осознанно — что и было для меня своеобразным уходом от реальности. Это мне отчасти помогло не свернуть не в ту сторону.
Хотя вокруг было весело: кто-то с кем-то, все под кем-то — стрелки, разборки, драки.
Что ты тогда читал?
«Три товарища» Ремарка. Это была одна из моих настольных книг. Она закладывала мне ценности хрестоматийной дружбы. Иногда даже заставляла всплакнуть.
А еще одной из любимых была книга «Воины-невидимки» — про ниндзя!
Что ты понимаешь под мужской дружбой?
В настоящей мужской дружбе тебя примут любым, но при этом могут сказать, что ты поступаешь неправильно. Еще ты можешь в любое время попросить о помощи, и друг постарается решить твою проблему, не ожидая ничего взамен.
Жаль, что с годами людей, готовых бескорыстно отдаваться дружбе, все меньше.
Это нормальный процесс. Кто-то не проходит нашу проверку, а для кого-то мы ее не проходим. Всегда стоит помнить об этом.

При этом в кино тебе удается поддерживать дружеские отношения — и сериал «Прометей» как раз создали близкие тебе люди.
Именно так. Режиссер — мой друг Максим Свешников, к нему я пойду работать, даже не читая сценарий. Я прекрасно знаю, что он снимает, какие темы поднимает и какие задачи ставит перед актерами — это точно будет интересно. И зовет он меня не просто так. В пару к Максиму идет его бессменный оператор-постановщик Илья Авербах, с которым мы тоже отработали много проектов и успели сдружиться.
Актерский состав — это вообще мои давние друзья: Любовь Аксенова, Филипп Янковский, Александр Алябьев. Изначально при выборе этого проекта режиссер и команда для меня были главным критерием. А потом уже — сценарий, кинокомпания, бесконфликтный график съемок... Найти своих — и успокоиться. И в «Прометее» были все свои вплоть до художников по гриму и реквизиторов.
Какой результат работы столь сплоченного коллектива увидит зритель?
Я очень надеюсь, что мы создали очень многослойную историю. Она понравится и поклонникам детективов, и любителям фантастики и экшена, и тем, кто любит разгадывать головоломки, и тем, кого интересуют романтические линии. Хочется верить, что сериал зайдет широкой аудитории.
Кстати, ты смотришь работы со своим участием?
Я смотрю все. Если ты сам не смотришь то, что ты делаешь, почему кто-то другой должен это смотреть? Еще мне это необходимо для анализа: где переиграл, где не доиграл, где замельтешил, где раньше времени отвел взгляд.
Ты можешь сказать, что сейчас находишься в лучшей форме?
Я на пути к ней. И с физической, и с психологической стороны я в отличной форме, но это не пик. И на нем очень страшно оказаться, потому что мы понимаем, как устроена гора... Поэтому лучше я буду всю жизнь оставаться на пути к нему, с каждым днем становясь лучше и лучше.
У тебя остается время на семью?
Да, сейчас я ставлю себе минимум один выходной в неделю, чтобы побыть с женой и детьми. И будет две недели новогодних каникул. Я дошел до того состояния, когда сам могу все отменить — даже несмотря на то, что потеряю спектакль или съемку.

А на сколько расписана твоя жизнь?
Занятость расписана до октября 2025 года. А позволить себе взять две недели, в течение которых нас никто не будет дергать и я никуда экстренно не сорвусь, я смог впервые.
Фотограф: Екатерина Гербей; стилист: Александр Челюбеев; продюсер: Ольга Сабельникова; визажист: Ольга Попова; ассистент стилиста: Светлана Гасова